ДОКЕР. «КНИГА ТУНДРЫ» ЗАВТРА В 19:00.

Oct 10, 2011 22:03

Завтра в рамках ДОКЕРА мы смотрим фильм "Книга тундры".

Оригинал взят у albatrossdoc в Мнения о «Книге тундры»
Мы собрали мнения людей, уже посмотревших фильм, который завтра будет представлен зрителям «ДОКера».
Высказываются как кинокритики, так и простые жители Чукотки.



Научный консультант и переводчик Владислав Нувано и режиссер Алексей Вахрушев, апрель 2010 года

____________________________________

Режиссеру Алексею Вахрушеву, победившему с «Книгой тундры» в номинации «полнометражный фильм», авторское смирение не помешало проявить художественную силу и изощренность - в прозрачных, внешне простых, совершенно не экзальтированных формах. Под смирением я имею в виду такой способ существования человека с киноаппаратом, что ни человека, ни его аппарата уже как бы и нет, они не ощутимы, а взгляд - есть, и личное чувство - тоже. Вахрушев миру чукчей не чужак, он обживает его с камерой в руках уже второй десяток лет, но именно в этой новейшей киноповести о людях на своей земле и об их жизни в непреложном и суровом, веками испытанном природном законе он как автор осуществился убедительней всего.

Дмитрий Савельев для Vedomosti.ru

____________________________________

«Книга тундры» - разбитый на два с лишним десятка главок (со стилизованными названиями типа «О том, как…») неспешный и вдумчивый рассказ о кочевом семействе чукчей-оленеводов. О том, как они собирают свои переносные жилища, как пасут, ловят и режут оленей - словом, прекрасное кино для познавательного телеканала, единственный раз прерываемое монологом главного героя, протестующего против того, чтобы его внуков на большую часть года забирали из тундры в поселковую школу. И дело не в том, что дед скучает по ребятишкам, а в том, что после окончания школы они уже не вернутся в тундру. На обсуждении картины в екатеринбургском Доме кино позиция патриарха вызвала немалое сочувствие, но никто из защитников природного образа жизни не сказал о том, что его можно сохранить лишь посредством полной, в том числе информационной изоляции чукчей от современного мира, включающей запрет товарообмена.

Виктор Матизен для «Новых известий»

____________________________________

История о чукотском оленеводе, одном из последних носителей культуры и языка своего народа - это простое кино о простых людях и простых ценностях - любви к своей земле, к своей семье, к своему делу.

Наталья Подкорытова для «Областной газеты»

____________________________________

Недавно у нас в Певеке прошла презентация фильма Алексея Вахрушева «Книга тундры. Повесть о Вуквукае - Маленьком камне». Мне кажется, что этот фильм должен стать национальным достоянием всех народов Севера, потому что в нем впервые так правдиво и просто показана жизнь оленных людей, которые живут и работают в чаунской тундре.

Я смотрел кинофильм и вспоминал свою жизнь в тундре. До поступления в профессиональное училище я каждое лето ездил работать в бригаду со своим дядей. Просторы тундры с годами мне нравились все больше и больше. Даже сейчас я тоскую по тундре, по ее сопкам, долинам, рекам и озерам. А особенно по оленям, у которых, как и у людей, есть свои имена.

В тундре очень трудно работать. Здесь никто не сидит без дела. Каждый трудится - для себя, для семьи. А еще у оленных людей очень хорошее гостеприимство. Когда мы с дядей ехали за топливом, то останавливались в одной из бригад рыркайпийской тундры. Из этого стойбища мы никого не знали, но нас встретили, как родных. И накормили, и напоили, и в дорогу дали запас продуктов…

Законы, обычаи тундры передаются из поколения в поколение. Но в наши дни будущее нашей культуры и традиций под вопросом. Дети тундровиков находятся с родителями только в летние каникулы. После окончания школы редко кто возвращается в бригаду, чтобы помогать родителям пасти оленей. В тундре все меньше молодежи и некому передать бесценный опыт предков…

Я вспомнил, как один старый тундровик говорил мне, что хотел бы жить вечно, чтобы сохранить обычаи предков, родной язык.

Нам всем нужно задуматься о судьбе своего народа. Нужно сохранять свою самобытность, культуру, традиции. Иначе от них не останется ничего, даже воспоминаний. Вот такие мысли у меня появились после просмотра фильма «Книга тундры».

Ростислав Сорокин, село Биллингс, учащийся первого курса ГОУ НПО «ПУ № 1 города Билибино» для Молодежного портала Чукотки

____________________________________

В 2009 году Фонд «Купол» проводил первый конкурс социальных проектов, шесть победителей которого стали обладателями грантов. Один из них - проект Алексея Вахрушева по созданию фильма о жизни чукотских оленеводов. Этот фильм снимался по заказу Фонда при участии и финансовой поддержке Министерства культуры России. Задумка была настолько грандиозной, что в окончательном варианте получился фильм продолжительностью 105 минут вместо 44 запланированных. Мне приятно, что Фонд «Купол» имеет прямое отношение к созданию фильма. Изменение места съёмок повлекло за собой значительное увеличение бюджета картины, но дело стоило того.

Директор Фонда «Купол» Людмила Данилова для CulBilibino.ru

____________________________________

Фильм Алексея Вахрушева «Книга тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне» мы смотрели всей семьёй. Режиссёр - молодец, ухватил самую суть. На таких стариках держится семья, династия. У нас в районе таких стариков в бригадах уже нет, да и сами бригады не выглядят единой семьёй, родом. А я словно вернулась в то время, когда жив был мой отец. То, что говорит
Вуквукай - это мысли моего отца. Особенно в конце фильма, когда дети улетают в интернат: не хочет человек учиться, и не нужно.

Помню, в 90-х наш омолонский оленевод-орденоносец Михаил Кузьмич Пананто забрал в тундру сына Борю, когда ему было лет 11−12. Ему помощник в тундре нужен был, да сам Боря в тундре был своим. Михаил Кузьмич уже тогда понял: кончится династия - кончится всё. И олени тоже. Если есть в тундре дети - будет кому пасти оленей. У нас на Каэттыне бригада стабильная. Почему? Потому что есть династия. Тот же Боря - бригадир, и оленей знает лучше любого профессора. Выучить на оленевода трудно. С этим нужно жить, чтобы в ежедневных делах постигать книгу тундры, чтобы олень стал естественной частью жизни человека.

Чаунская тундра выглядит удручающе. Как же они там без дров? Мы-то привыкли к лесу. Вот наши омолонцы безработные ездили в Усть-Бельскую тундру работать. Через год вернулись - не прижились, не тот климат, а казалось бы. Видно, где родился, там и пригодился.

Родителям моего поколения повезло: мы жили и работали на Каэттыне, а с нами жили и учились наши дети. Школа там была хорошая. Бригада учителям помогала и дровами, и мясом, и рыбой. Наши дети, кто вырос рядом с родителями, а не в интернате, все на Чукотке, все работают. Уже в школе было видно, кто пойдёт учиться дальше, а кто сразу пойдёт в бригаду. И что? Хорошие оленеводы получились.

Режиссёру - спасибо. Он, может быть, последние кадры настоящего рода чукчей-оленеводов ухватил.

Галина Петровна Эттыргина для CulBilibino.ru

____________________________________

Мои впечатления о фильме «Книга тундры» - эмоционально, запало в душу. Я увидела на экране многих знакомых, и жизнь оленеводов мне хорошо знакома, потому что каждое лето работаю в бригаде с родителями. Моя мама Елена Владимировна - чумработница в первой оленеводческой бригаде муниципального сельхозпредприятия «Пионер», а папа Вячеслав Сергеевич - потомственный оленевод. Сейчас я получаю профессию портного в училище, а по его окончании я тоже планирую работать в тундре.

Тундровики - люди искренние и добрые, открытые, трудолюбивые, и могут в любую минуту, несмотря ни на что, оказать помощь нуждающимся, поддержать всем. А вот жители городов и поселков, на мой взгляд, больше стараются жить для себя, их мало заботят чужие беды.

Фильм Алексея Вахрушева раскрыл проблемы жизни оленеводов и главную из них - преемственность поколений. Если разорвется ниточка, соединяющая прошлое и будущее, история и культура чукотского народа исчезнут!

Особенно тронули мне душу кадры фильма, повествующие о том, как за детьми прилетел вертолет, чтобы забрать их из бригады в школу, в город. Я видела их слезы и волнующее расставание с родителями, вспомнила свои прощания с тундрой после летних каникул…

Хотелось бы, чтобы наша нынешняя молодежь тоже внесла свой вклад в сохранение исторических традиций предков. Чтобы правительство округа занялось решением вопроса обучения детей тундровиков без отрыва от семьи. А если говорить конкретно обо мне, то я готова продолжить традиции своих предков. Мне нравится жить и работать в тундре, с родителями, там, где я выросла, где мне все знакомо и любимо.

Мы благодарим Фонд социального развития «Купол», режиссера Алексея Вахрушева и всех, кто помогал ему в создании такого замечательного, жизненно правдивого фильма.

Валерия Кымытегина, село Рыркайпий, учащаяся первого курса ГОУ НПО «ПУ № 1 города Билибино» для Молодежного портала Чукотки

____________________________________

Фильм очень...и вот тут у меня возникла пауза, можно перебрать множество эпитетов, но выберу всего один - очень правдивый. Смотрел его во время премьеры в Анадыре весной этого года. Давно не видел таких фильмов. Огромное спасибо Алексею и всей съемочной группе. Смотреть обязательно!

basov_chukotka в блоге albatrossdoc

ДОКер, анонсы

Previous post Next post
Up