и снова фотография

Sep 26, 2011 22:50

Ну, раз сказала А, надо бы и Б сказать, а потому новый герой...




Знаете кто это? Это, скажу я вам, поистине Великий Фотограф! Звали его Григорий Иванович Раев.

Родился Гриша Раев 30 ноября 1863 года в Пятигорске в семье отставного солдата. Детство его закончилось довольно быстро, поскольку аккурат когда Григорию стукнуло 5 лет, отец его отошел в мир иной, оставив семью прозябать в бедности. Но в 15 лет Грише несказанно повезло, поскольку его отдали в ученики к знаменитому Александру Карловичу Энгелю. Про Энгеля я вам расскажу потом, но шепну лишь тихонько, что Энгель на тот момент был самым известным фотографом на Кавказе, имел сеть ателье, раскинувшихся от Тифлиса до Минеральных вод, и внушительный "лист ожидания" из высоких чинов. Собственно хитрый австриец Энгель и приметил в 15-летнем пареньке будущего мастера, раскрыл перед ним секреты и "заразил" его своим увлечением - страстью к путешествиям и видовой фотографии.
Позже ученик превзойдет своего учителя, но через всю жизнь пронесет чувство благодарности к нему - "мой учитель из Вены" так он его называл. Но все это будет потом.

А пока идет 1878 год. И 15-летний Раев с удовольствием участвует в вылазках своего учителя на плэнер, на нехоженные еще тропы Кавказа. Тогда же Григорий Иванович совершает то, за что ему можно было ставить памятник - с помощью старика-извозчика Кузьмы Чухнина, который вез тело убитого в 1841 г. М.Ю.Лермонтова, Раев с Энгелем находят место дуэли поэта, и оставляют там памятный камень. Через 3 года на этом месте будет воздвигнут скромный обелиск. Это событие на многие годы предрешит судьбу юного фотографа.
В том же 1881 году Раев снимает мероприятия, посвященные 40-летию гибели Лермонтова.



День памяти М. Ю. Лермонтова в Пятигорске в 1881 году. Гравюра, выполненная по фотографии Г. И. Раева.

В 1887 году Раев начинает самостоятельную деятельность и выкупает ателье Энгеля в Пятигорске. Но увлечения своего не бросает. Он путешествует самозабвенно, и ему не мешает громоздкая аппаратура, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Приэльбрусье, Теберда, Тифлис, а также Одесса, Нижний Новгород, сказочный Каир, кружевные города Бельгии, строгая готика Германии, пестрая Турция, туманная Англия и всегда праздничная Франция, и это далеко не весь список мест, которые он посетил. «Глазами русского смотрел я на заграницу, - вспоминал он. - Не блеск богатства интересовал меня там, а то, что характеризовало жизнь народа, его историю».

Все съемки Григорий Иванович проводил только сам, о чем сообщает изданный им каталог: «Все виды выпущенных мною серий в продажу сняты лично мною с натуры…»



Г.И. Раев в своей фотостудии в Пятигорске

В 1888 году Григорий Иванович получает свою первую Серебрянную медаль Императорского русского технического общества. Ему 25 лет.

Раев преспокойно мог зарабатывать несметные богатства, снимая отдыхающих в Кавминводах, но беспокойный характер художника требовал большего, и он налаживает выпуск альбомов с видами Кавказа, которые пользуются бешеной популярностью.




Отдельная - и главная - страница его жизни и творчества, разумеется, Кавказ и Кавказские Минеральные Воды в частности. Что опять же четко можно проследить по «адресам» его сюжетов: большие циклы, посвященные Тебердинскому заповеднику, городам Пятигорску, Кисловодску, Ессентукам, Приэльбрусью. Водопад в окрестностях горы Казбек, дорога в ущелье реки Теберды, Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги, Клухорское озеро и перевал… Есть в экспозиции великолепно выполненные работы этнографического характера, объединенные в цикл «Типы Кавказа» - яркие персонажи в национальных костюмах мингрелов, хевсуров, гурийцев, чеченцев, персов. Небольшая часть пейзажей и образов подверглась раскрашиванию, придавшему снимкам этакую наивную салонность. А в целом снимавшему, естественно, в черно-белом варианте Г. Раеву и не нужен цвет, настолько высокотехнично и одновременно высокохудожественно он работал.



военно-грузинская дорога. Гора Казбек. фото Раева

И неизменно его работы сопровождают награды на всероссийских и всемирных выставках. В 1895 году он был награжден медалью «За трудолюбие и искусство от министерства финансов». Среди его отличий и серебряная медаль Географического общества, он удостоен четырех золотых и девяти серебряных медалей, многих дипломов и знаков признания его мастерства
В 1896 году Григория Ивановича пригласили в Лувр, где ему был вручен орден Почетного легиона и особый приз - «Золотой фотоаппарат».
В 1898 году в газете "Новое время" выходит большая статья, восхваляющая прекрасные фотографии Раева, как признанного мастера светописи.
В 1899 году Григорий Иванович становится одним из учредителей Кавказского горного общества, на правах товарища председателя и члена экскурсионной комиссии, а затем и одним из первых покорителей Эльбруса.



Пятигорск. Бештау. фото Г.Раева

В его фотостудии побывали разные люди: слесари, железнодорожники, отдыхающие... Были и знаменитости: Шаляпин, Собинов, Рахманинов, частым гостем мастерской Раева был и Коста Хетагуров.




С. В. Рахманинов (сидит второй слева), Ф. И. Шаляпин (стоит первый слева) и другие деятели русской культуры на даче Фигурова в Ессентуках. Фотография Г. И. Раева. 1910-е годы. Фотография украшена изображением одной из наград Г. И. Раева - золотой медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.

С 1911 года видовые альбомы Раева выходят огромными тиражами на западе.

С 1912 года Григорий Иванович становится бессменным хранителем дома-музея М.Ю.Лермонтова. он долго к этому шел, вместе с товарищами собирая по крупицам экспонаты, связанные с именем поэта.

Революция, можно сказать, пощадила его. Орден Почетного Легиона и "золотой фотоаппарат", конечно, отобрали (впрочем, орден потом вернули). Как отобрали и мастерские. Но оставили возможность заниматся любимым делом. Он делал портреты Буденного и Калинина, и у него они получались совсем иными, чем на "протокольных" фотографиях в газетах, чуть грустнее, будто подернутые легкой зыбью утраченного мира. Ему оставили музей, он по-прежнему снимал виды, и по-прежнему гос.издат писал ему огромные письма с просьбой разрешения на печать его фотографий.
Он прожил долгую жизнь, 94 года, захватившие два века счастья, горя, войн, революций. Он вырос из сына отставного солдата в непревзойденного мастера фотографии, одного из лучших кавказоведов России, в ботаника и исследователя. Он умер в 1957 году в Пятигорске.

Вот таким был Григорий Иванович Раев - "дедушка кавказской фотографии".

Раев, ЛКН, история, фото, музей фотографии, удивительное рядом

Previous post Next post
Up