Тамга

Jul 20, 2011 22:13

Тамга́ - родовой знак у аланов, тюркских и некоторых других народов. Этимология слова восходит к тюркам и дает нам несколько значений: "Тавро", "клеймо", "печать".

В Осетии известно 2 свода тамг. Оба свода сохранились на дверях, одна из которых была обнаружена на западе Осетии - в Дигории (Галиат), другая на востоке - в Тагаурии (Кани - Заманкул).



Галиат.

Галиатский свод тамг долгое время оставался единственным известным. И неизменным его местонахождением являлся горный замок Мидхъаэу в селении Галиат. Согласно народному преданию, строитель замка -родоначальник фамилии Битуевых, которая принадлежала к баделиатам, высшему сословию Дигории. После переселения Битуевых на равнину в замке жили представители других фамилий.

"Подобные двери не редкость на Северном Кавказе. Их появление тесно связано с обычаями гостеприимства и куначества. В среде аристократии считалось хорошим тоном, покидая дом гостеприимного хозяина, вырезать на двери кунацкой свой родовой знак. Поскольку взаимные визиты кунаков и приемы именитых гостей происходили постоянно, двери гостиных бывали испещрены тамгами [Калоев 1993: 82]. По числу оставленных на двери знаков хозяин дома судил о круге лиц, на чью помощь мог рассчитывать в случае беды.
Понятно, что дверью, которая свидетельствовала о связях ее владельцев с представителями знатнейших фамилий Северного Кавказа, очень дорожили, передавали ее из поколения в поколение."



Дверь с тагами из Галиата.



Среди осетинских тамг, изображенных на двери, с полной уверенностью можно определить только фамильную принадлежность родовых знаков Абисаловых (
), Золоевых (
), Тугановых (
).
Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Это хорошо видно на примере тамги Тугановых.
встречающиеся на галиатской двери трижды (
). Наибольший интерес представляет последнее изображение -три тамги, скомпонованные в одну сложную, с арабской надписью «Джанхот бин Туган», соответствующей осетинской формуле «Тугъаны-фырт Джанхот» - то есть «Джанхот сын (потомок) Тугана», «Джанхот Туганов». Нетрудно видеть, что «Джанхот» - это имя владельца тамги, «Туган» -фамилия (Тугъант?, Туйгъант?- Тугановы), входившая в сословие баделиат.Тамги кабардинцев Куденетовых (
) и Анзоровых (
) композиционно неразрывны с основным элементом (
), но не соединены с ним, что может обозначать отсутствие патрилинейной связи. Вероятно, здесь изображено престижное родство Джанхота со знатнейшими дворянскими фамилиями Кабарды.

По документам известны два Джанхота Тугановых, оба жили в середине XIX в., оба состояли в близком родстве с Битуевыми, владетелями Галиатского замка. И один, и второй числятся в посемейных списках баделиат и включены в родословные росписи Тугановых, составленные в 1859 г. Обладателем рассматриваемой тамги можно считать Джанхота Асламурзаевича Туганова, внука Гузи Битуевой. Ему было 28 лет в момент составления родословной, согласно которой прапрабабушка Джанхота происходила из фамилии Куденетовых, а сам он был женат на Бабине Анзоровой. Подобным же образом дешифруется и вторая тамга Тугановых (
), где показано лишь родство с Куденетовыми. По-видимому, она оставлена на галиатской двери представителем того же тугановского семейства - возможно, тем же Джанхотом до его женитьбы. Третья тамга (
) была повреждена при замене дверной петли. Горизонтальная черта над основным знаком могла обозначать конкретную ветвь фамилии Тугановых, а знак (
) справа - престижное родство. Интересно отметить, что тамга Куденетовых встречается на двери еще дважды, при этом вблизи от тамг Тугановых, т.е. зафиксированы два визита представителей фамилии Тугановых в сопро­вождении кабардинских родственников. Одно из изображений куденетовской тамги сопровождено плохо читаемой арабской надписью, начальная часть которой, по мнению экспертов, может изображать согласные звуки кабардинского имени «Куденет».

В известных источниках XIX в. нет сведений о широком использовании позднесредневековых осетинских тамг. Современные осетины, как правило, имеют смутное представление о былом значении этих знаков. Даже сами хозяева двери полагают, что она служила в качестве своеобразного «летописного свода» фамилии: на левой половине в знаковой форме фиксировались радостные события (рождение детей, свадьбы и т.п.), а на правой - горестные (траур, война и т.п.). Упадок, а затем исчезновение тамговой практики приходятся на вторую половину XIX и XX в. «Авто­граф» Джанхота Туганова, оставившего свой знак на галиатской двери, и обстоятельства перехода заманкульской двери от Шанаевых к Айларовым позволяют датировать создание дигорского и тагаурского сводов тамг периодом с конца XVIII до середины XIX в."


свод из Заманкула.
Но о нем в следующей серии
стащено отсюда http://www.ddk-osetia.ru/razd3.html

история, этнография, удивительное рядом, осетинское

Previous post Next post
Up