Моя голова последние два месяца забита под самый потолок паровыми и газовыми турбинами, над моделированием которых работаю. Сегодня моя научная работа отдана, наконец, на рецензию моим профессорам и я могу поделиться теперь впечатлениями от грандиозного балета, который вернулся в свой Большой.
Мне кажется, что нет второго такого театра, к которому бы так шел балет «Легенда о любви», как Большой! И в Мариинке, и в Венской опере, и где бы то ни было он будет словно в гостях и только на нашей любимой сцене этот спектакль у себя дома. А раз так, то дома, в окружении всего привычного, в нем просыпается особая атмосфера, особый аромат, которые дарят особые впечатления. «Легенда» - загадочный балет, его практически не знает рядовая публика, но его страстно любят большинство театралов и тем более ценителей балета. Если на «Лебединое озеро» можно придти в любой театр, в любом возрасте, в любой компании и это будет беспроигрышный вечер, но с «Легендой» такого нет. Капельдинеры говорят, что многие зрители от скуки чуть не спят в своих креслах, в то время как другие боятся вздохнуть лишний раз и пропустить хоть мгновение спектакля. Это загадочный спектакль, загадку которого мне не удалось раскрыть...
Описывать все у меня нет сил, ведь я посмотрела пять спектаклей! Мне понравились все, но силы есть только на самые яркие и свежие впечатлениями от интересных дебютов, а также удивлением от Мехмене м-ль Шипулиной! Все восторги буду воспроизводить в хронологическом порядке.
Визирь Александра Водопетова
Вот чего я особенно люблю, так это новые лица! Ах, это всегда чрезвычайно интересно увидеть нового артиста да еще в такой грандиозной партии как Визирь. Если бы я, во-первых, была мужчиной, во-вторых, танцевала в Большом, то две мои самые любимые партии без всякого сомнения были бы Иван Грозный и Визирь. Визирь Водопетова как вышел на сцену чуть не с первым тактом оркестра, так и был на ней заметным и интересным до предпоследнего такта. Очень яркий, мощный, атлетичный и самобытный получился у него персонаж. Больше всего мне нравится момент, когда Визирь выходит в финале шествия в первом акте - сколько масштаба и драйва нужно иметь в груди, чтобы под эту сумасшедшую музыку выходить в толпе мужчин, но выходить так, чтобы в один миг все внимание публики замкнуть на своего героя. Когда Водопетов появился в шествии, у меня мурашки по рукам побежали... Обалденное ощущение! Ох, даже вспоминать приятно!... Так вот дебют у молодого человека удался и мне будет очень приятно увидеть его в других больших ролях балетов Григоровича. Отчего-то мне кажется, что они непременно должны ему подойти!
Ферхад Владислава Лантратова
До спектакля 25 ноября я всегда попадала на суровых и лихих Ферхадов - так уж вышло. У меня сложилось очень однобокое мнение об этом герое, как о немногословном, мрачноватом, местами жестком жителе востока всенепременно с бородою. И тут на сцене появляется легкий, воздушный молодой человек, гладко выбритый, с точеными чертами лица и в первой вариации не занимается активной демонстрацией своей лихости и удали, а просто радуется жизни и сияет. От героя жизненный свет буквально струился и это меня удивило! И на этом удивления только начались: во всех дуэтах, таких тягучих, витиеватых и многозначных он был безупречно мягок, нежен к своей Ширин, которую блистательно исполнила Виноградова. Дуэты у них вышли очень «склеенными»: артисты буквально не отрывались друг от друга - это было естественно и трогательно. Если в этих дуэтах начинают быть заметными перехваты, перекладывания рук, отрывания одного тела от другого, то вся прелесть созданной Григоровичем телесной вязи теряется, волшебство пропадает. Лантратов с Виноградовой в этом компоненте были на грандиозной высоте! Во всех своих вариациях артист был точен, но без бравады своей физической мощи, без желания прыгнуть непременно повыше или подальше. У Лантратова все очень естественно собралось в смелого, преданного и прекрасного юношу, в которого, да, Ширин влюбилась разом! Я бы и сама в такого влюбилась! Артист своей личной, очень индивидуальной трактовкой перевернул мои взгляды на Ферхада - я такие перевороты очень ценю и люблю. И так как не состою в рядах строгих поборников каких-то канонов, то могу сказать, что мне такой Ферхад безусловно интересен.
Мехмене Бану Екатерины Крысановой
Этого ввода я ждала, давно ждала и дождалась! Для меня это, безусловно, был самый интересный женский дебют. Крысанова невероятная артистка, у нее получилась не только своя Мехмене, но впечатления от нее героини у меня такие, каких еще не бывало. Крысанова добавила в эту архимогучую роль лирики. Это похоже на то, когда к говядине подают, например, гранатовый соус - на первый взгляд, сочетание несочетаемого, однако только первоклассный повар может найти рецепт, который приведет даже самого требовательного гурмана в восторг. В Мехмене Крысановой, на мой взгляд, возобладала не трагедия и не ревность, а любовь! Она любила Ферхада всем сердцем! И вместе с этой любовью в ней жила вера, какая-то детская вера в волшебство, вера в то, что все возможно! Ни разу я не задумывалась о том, верит ли Мехмене, что завтра может придти другой Незнакомец и таким же волшебным образом вернуть ей красоту, подарить ей жизнь и новую любовь. И только на спектакле с Крысановой у меня вдруг возникло такое ощущение, будто в груди героини живет могучая вера в хорошее и счастливое и она сильна. А вера, как известно, способна сворачивать горы! Ее Мехмене сквозь текущую безысходность и жестокость жизни верит, что счастье достижимо. Ее царица не восточная фаталистка, а ярый и пусть даже мрачный борец за своей счастье!
Если бы, сразу во-вторых, танцевала в Большом, то моя любимая женская партия была бы Мехмене Бану! Так что необычные трактовки этой героини мне всегда очень интересны.
Мехмене Бану Екатерины Шипулиной
Два года назад я в один вечер вдруг переменила свое мнение о Волчкове, увидев его
Грозного. Вчера я также рьяно переменила свое мнение о Шипулиной. Удивительно, но к ней невероятно идет роль Мехмене. Ее обыденная отрешенность, порой даже холодность становятся патетическими в этой роли и героиня приобретает совершенно натуральные, естественные черты, становится живой, настоящей безо всякой условности. Она словно саму себя танцует, так все это живо у нее выходит!
Это очень здорово, когда мне удается найти новые грани в знакомых, казалось бы, артистах, которых уже во многих ролях видела. Оттого-то я строгий не-предсказатель в театре - мне всегда интересно увидеть того или иного человека в новой роли, чем предсказывать, как это будет. Ни единожды артисты перекрывали все мои ожидания, распахивая новые грани своих талантов в совершенно неожиданных ролях. Вчера такой героиней вечера для меня стала м-ль Шипулина.
В заключение нужно поздравить всех любителей Большого и всех артистов, которые все без исключения танцевали здорово, с тем, что к нам в репертуар вернулся такой интересный и загадочный спектакль. За него, как и за многое другое, всему предыдущему, нашему и будущим поколениям нужно кланяться в ноги нашему великому и могучему Григоровичу. Если кто забыл, то
я очень-очень люблю балеты Григоровича и всегда готова рыдать от восторгов, когда вижу главного создателя балетных спектаклей на сцене нашего театра!