Nov 16, 2014 11:10
14 ноября родители, педагоги и гражданские активисты собрались у здания школы для детей с девиантным поведением. Они хотели встретиться с назначенной недавно исполняющей обязанности директора Поповой и обсудить судьбу школы, которую готовят к закрытию. По просьбе родителей к школе пришли члены партии ЯБЛОКО Игорь Бакиров и Григорий Семенов. Встреча с руководством не удалась, а на место был вызван вооруженный наряд вневедомственной охраны.
Необходимость сменить школу почти всегда вызывает психологическую травму у ребенка. Но в данном случае трагизм ситуации состоит в том, что детям вообще некуда идти. Учиться в обычных школах они не могут, а из 10 ранее существовавших специальных школ для детей с девиантным поведением осталась всего одна. Та, которую сейчас пытаются закрыть.
Специалисты называют девиантным любое поведение человека, отклоняющееся от принятых в обществе норм, вне зависимости от вызвавших такое поведение причин или серьезности отклонений. Чаще всего речь идет о десоциализации, т. е. утрате навыков общения с посторонними людьми.
мама одного из учеников школы, рассказала, что по закону дети с подобными отклонениями должны учиться в специальных учебных заведениях отдельно от других детей. Для работы с ними необходимы особые профессиональные навыки учителей и воспитателей. Классы должны быть малочисленными - не более 10 человек, а учебная нагрузка - умеренной. Ни о каком слиянии с обычными школами не может быть и речи.
ГБОУ СОШ №1 - учебное заведение открытого типа. Оно размещается в стандартном школьном здании. Здесь нет колючей проволоки, специального пропускного режима, вооруженной охраны. Сюда не отправляют по приговору суда за преступления. Это и не медицинское учреждение, пациенты которого нуждаются в медикаментозном лечении.
Концепция подобной специальной школы состоит в том, чтобы за время обучения научить детей не только математике, физике и прочим наукам, но развить у них навык общения друг с другом и вообще с посторонними людьми. То есть вернуть их в общество и подготовить к самостоятельной взрослой жизни. Достичь этого в обычной общеобразовательной школе технически невозможно.
Мы побеседовали с 14-летним Александром и его мамой, Марией Долговой. В прошлом Саше пришлось сменить несколько школ. Его учеба в очередной школе часто заканчивалась уже через несколько месяцев и даже недель. Одноклассники просто не хотели воспринимать Сашу как равного себе, дело доходило до оскорблений и унижений. Учителя, не имея специальной подготовки и особого педагогического опыта, просто не знали, что предпринять. Или не хотели. Принималось простое решение - избавиться от «нестандартного» ученика.
Условиями в коптевской спецшколе Мария довольна. За три года ее сын изменился к лучшему. Вернулся интерес к учебе, он стал успевать по всем предметам - при том, что обучение ведется по стандартной программе безо всяких изъятий. У Александра появились друзья, он начал активно заниматься спортом и успешно выступать на соревнованиях по бегу. Сам подросток очень хорошо отзывается и о школе, и о своих учителях. Ему нравится его школа и у него нет желания уходить из нее.
К сожалению, уйти уже пришлось многим, а скоро это придется сделать Александру и оставшимся в школе его товарищам.
Не имея формального решения Департамента образования о закрытии ГБОУ СОШ №1, администрация проводит активные мероприятия по ее ликвидации. Персонал увольняют под надуманными предлогами, а детям рассказывают, что учителя и воспитатели их «бросили». Ученикам внушается мысль о необходимости срочного перехода в другие школы.
В качестве варианта предлагается расположенная в том же районе кадетская школа полиции, куда ребят недавно водили на экскурсию, причем без ведома родителей. Ребят завлекали красивой формой и рассказами о преимуществах службы в полиции.
Одна из участниц родительского схода весьма скептически прокомментировала подобную перспективу. По ее мнению, ребята с девиантым поведением просто не пройдут обязательную медико-психологическую комиссию. И даже если пройдут, ни за что не впишутся в систему казарменной дисциплины. Военная служба для них просто противопоказана, она сломает их психику и плоды всей работы педагогов по социализации детей.
Екатерина Богатырева проработала в ГБОУ СОШ №1 шесть лет в качестве воспитателя. Пришла сюда абсолютно сознательно, ее привлекала работа с трудными детьми. Сейчас она получила высшее образование по специальности и собиралась продолжать работу в школе. Своих воспитанников Екатерина отнюдь не считает безнадежными. «К ним можно найти подход, если знать, как это делается и, главное, относиться как к равным, а не обзывать дураками».
Но неделю назад Екатерину, как и многих ее коллег, уволили. По статье ТК за отказ подписать согласие на изменение условий труда. Главным «новшеством» было многократное снижение заработной платы. Теперь ей просто негде применить полученные знания и специальные навыки работы - других подобных школ в Москве уже не осталось!
Встретиться с исполняющей обязанности директора школы собравшимся так и не удалось. Двери школы оказались запертыми, несмотря на то, что некоторых из пришедших родителей г-жа Попова сама пригласила на беседу именно в этот день.
Более того, реакция на попытки вместе обсудить будущее школы оказалась весьма бурной. Кто-то в здании школы нажал «тревожную кнопку» и на место через несколько минут прибыл вооруженный автоматами наряд вневедомственной охраны. Увидев перед собой мам и бабушек, а не налетчиков из «Черной кошки», полицейские вскоре удалились. Уклонившись, впрочем, от ответа на вопрос, считают ли они вызов заведомо ложным.
Простояв два часа на осеннем ветру, родители сами решили прибегнуть к помощи полиции, позвонив в «службу 112». Отказ пропустить их в школу, где находятся их дети они сочли нарушением закона. К удивлению присутствующих, вместе с нарядом ОВД «Коптево» на место прибыл и начальник полиции района в звании полковника. Его в здание пропустили и позволили поговорить с директором. Однако выйдя из здания он так и не смог сообщить ничего о перспективах встречи родителей с администрацией школы.
Еще через полчаса ожидания у запертой двери участники несостоявшейся встречи пошли в ОВД «Коптево» и оставили заявления о случившемся.
девиантные дети,
травля,
департамент образования,
Калина,
СДВГ,
особые дети,
школа