Внезапно Томас

Jan 09, 2012 01:51




Всегда считала Томаса Манна несколько вычурным, не в меру пышнословным. Казалось, он слишком увлекается выражением чувств, которые расцветают в тексте абзацами, страницами и целыми главами. Почти как Цвейг, доводит своих героев до иступления и бреда чувственности. Ранние новеллы, "Смерть в Венеции" только подтверждали мое не слишком выгодное мнение о стиле Манна, которое я и высказывала направо-налево.
Однажды мне посоветовали прочитать "Волшебную гору". Посоветовали горячо, с тем жаром и несдержанностью, которые остаются после прочтения действительно хорошей книги. "При случае" - подумала я тогда. "Случай" представился только через год.
Сейчас я жалею, что не прочитала эту книгу раньше.
"Волшебная гора" - настоящий ларчик с самоцветами, всю прелесть которых осознаешь только когда неторопливо рассмотришь каждый. Все, что так беспокоило меня, нескончаемые вопросы и внутренние противоречия, требующие, возможно, ошибочных, но ясных ответов ОПЫТА - все это нашлось у Манна.
Конечно, пышнословие никуда не делось, и я поначалу пыталась "счищать" лишнее, как счищают шелуху с лука. Но Манн обвел меня вокруг пальца. Освободить кристально чистую мысль от цепких щупалец слов не получалось. Более того, вся прелесть мысли блекла при попытке отсечь ненужное. Пришлось сложить оружие и довериться течению авторской мысли, о чем я нисколько не пожалела.  
Трудно кратко и в то же время полно обозначить содержание романа. Темы, которые затрагивает Манн, настолько обширны, что перечислять их не имеет смысла. Взявшись за книгу, от вопросов вы не избавитесь (их станет вдвое больше), но, возможно, найдете, что ищете, или возьмете верный курс, а это уже немало. 
Лично для меня откровением стали рассуждения о времени и "демоне тупоумия", а также чертовски верная характеристика русского языка - "мягкий, словно бескостный".
Еще один сюрприз - образы героев. Взять хотя бы ярого гуманиста Сеттембрини, доктора Краковского с вечно синими щеками или бесподобного Мингера Пеперкорна, в манеру выражаться которого я бесповоротно влюбилась. Вы можете себе представить человека, который читает Манна и смеется? Нет? Я тоже не представляла. Но когда попался пресловутый Пеперкорн...

В общем, Манн меня ошеломил. Как только я дочитала на рассвете последнюю страницу, мне тут же захотелось позвонить и тому, кто посоветовал эту книгу, и еще паре-тройке человек, которые смогли бы объяснить мне феномен Томаса Манна.
Сдержали меня только усилие воли и капля благоразумия в стакане с ромом.

книжный шкаф, день прожит не зря

Previous post Next post
Up