May 11, 2009 13:20
Привет всем!
спешу поделиться впечатлениями участника семинара в Нижнем, который стал важным опытом осознания места и роли критической/левой культуры в нашем обществе.
1. Николай Олейников предложил очень хорошую идею объединения мысли, визуального искусства, поэзии и истории в один ряд и предложил проговорить и прочувствовать их совмещения и, главное очертить возможности политизации с лева этих практик. Также важнейший аспект семинара его интенсивность - задуманный как 24 часовой марафон он включал в себя не только доклады-обсуждения-показы но и еду, прогулки, сон и прочее. Другой важный аспект это погружение "столичных инициатив" в "провинциальную" среду - то есть налаживание взаимодействия с местными активными участниками культурного процесса - попытка понять разницу ситуаций. И последнее - процесс смены аудитории "культурного" мероприятия - обращение к радикально-активной публике - то есть событие обращалось как раз ко всем тем кто хочет думать и менять ситуацию и при существующем полном маразме нашей псевдо культурной публики оно было ориентировано на участие реальных политических активистов, а не "вернисажной - академической" проф(непригодной) среды.
2. Что (не)удалось?
делая скидку на то что это был первого такого рода эксперимент стоит заметить что удалось пробудить интерес у разной публике - всего участовало больше 30 человек (при количестве гостей из Питера и Москвы в 8 человек) - прежде всего активистов Впереда, и костяка местной школы современного искусства, которые все с серьезным интересом участвовали во всем семинаре и общение с которыми как раз показало что местный уровень очень высокий и такую качественную аудиторию я навряд ли мог бы найти в питере (за москву не могу говорить)
Также завязавшиеся диалоги и дискуссии показали, что композиция семинара выбрана точно и работает, единственное, что был не рассчитан хронометраж времени (растянутый доклад Олейникова) - мы убедились в том что такие марафоны надо делать минимум на несколько дней, переводя их в формат выездных школ... (кстати летние школы западных арт академий выстроенны по похожему принципу и очень эффективны для художников, но в них отсутствует активисткая составляющая)
3. Интервенция в семинар отряда ОМОНА
Скажем честно, что событие это даже в нашей новейшей истории беспрецендентное. Мы видели случаи разгрома выставок, судов над художниками и литераторами - НО нападения ОМОНА на учебный семинар, проводимый вполне легальной государственной институцией ГЦСИ - такого еще не бывало. При этом отдел по борьбе с экстремизмом ЧЕТКО знал на что он идет.
Причина такой реакции? Причина одна - участие в этом семинаре активистов - то есть обществу дан сигнал о границах политизации искусства - типо можете ПОКА трендеть что хотите, но если вы привлекаете реальную публику, которую ОМОН знает по уличной политике, то они готовы вмешаться. И это мне кажется надо серьезно учитывать в развитии дальнейших практик. То есть в каком-то смысле ОМОН показал последствия определенной политизации культуры и эта интервенция стала таким четким напоминанием о гнусной реальности в которой мы находимся, и не смиряться с которой собственно и призывал сам семинар.
НО
Важно, что им не удалось ни запугать, ни остановить работу семинара - после первых минут агрессивной атаки - типа всем к стенке, руки верх, наркотики, оружие и прочий стандартный набор из тех что мы знаем, прежде всего по нападениям на ночные клубы... как то удалось их призвать к порядку и дальше все свелось к поверхностно формальному исполнению протокола (типо надо всех переписать сфотографировать и прочее - иначе сложно отчитаться за профилактическое мероприятие по предотвращению экстремистких действии) - поняв что ни дела, ни бабок тут не светит ОМОН в общем довольно быстро всех описал и отпустил..
Очень обидно, что после ряда пререканий и угроз конфискации и потери видео камеры меня заставили стереть сцену обыска и нападения - (кстати кто то знает насколько легально такое требование? ОМОН был безмасок.. и они мотивировали, что не хотят опознания - все аппеляции к правам прессы ни к чему не привели...)
НО очень здорово было, что для целого ряда студентов, которые не имели раньше никакого опыта столкновения с ментами, - все повели себя просто супер достойно (хотя по глазам было видно что в шоке были многие) и ВСЕ вернулись продолжать семинар! Просто молодцы - такие вот вещи вдохновляют.
И конечно же сетевая поддержка которая была организована практически мгновенно от информации данной с сотового телефонов до шквала постов он-лайн проходило всего лишь несколько минут... Спасибо всем огромное - тем более что в таких случаях всегда есть риск эскалации против отдельных участников и шума вокруг ВСЕГДА чем больше тем лучше.. Ну и особое спасибо ГЦСИ Нижнему и Анне Гор - ее директору и всем сотрудникам которые были вместе с нами - похоже это единственная арт институция которая согласилась сейчас в России делать подобные события (В питере таких нет... - нам ГЦСИ ипыталась запретить семинар и распространение газет уже в 2005 году на совместном событии - правда мы их послали и с тех пор никак не работаем...)
очень надеюсь, что эта инициатива будет иметь ряд продолжений - у меня есть несколько идей как попробовать на основе уже отснятых материалов и ряда сцен которые нужно доснять сделать какую-то серьезную видео работу в сотрудничестве с местными студентами (но это все посмотрим как пойдет...) конечно же мы сделаем новый номер газеты, где будем всерьез обсуждать возможности подобных форм образовательных практик...
так что борьба продолжается...
в целом хороший рабочий настрой... удалось познакомиться с отличными ребятами и почуствовать искренний неподдельный интерес и важность того что мы все вместе делаем
Дмитрий Вил.
ВпереД,
современное искусство,
ментовский беспредел,
семинар Общежите в НИжнем Новгороде,
активизм,
Что делать?