Jan 12, 2009 12:45
Каково место революционного искусства в ситуации реакции?
В ситуации временного отсутствия массовых движений за преобразование общества место искусства все равно остается на стороне угнетенных, и главной его задачей является выработка новых форм чувственного и критического восприятия мира в перспективе коллективного освобождения. Искусство должно существовать не для музеев и дилеров, а для выработки и артикуляции нового модуса «освобождающей чувственности», становиться инструментом познания мира в тотальности его противоречий.
Музеи и институции искусства должны функционировать как депозитарии и лаборатории эстетического познания мира, но мы должны оградить их от приватизации, экономизации и подчинения популистской логике культуриндустрии. Именно поэтому мы считаем, что полный отказ от сотрудничества с институтами культуры и академией является в данный момент неправильным решением, несмотря на то, что большинство этих институций во всем мире заняты откровенной пропагандой товарного фетишизма и сервильного знания. Политическая пропаганда любых иных форм человеческого призвания вызывает либо жесткое отторжение системы, либо интеграцию в нее по законам зрелища. Но в то же время система неоднородна, жадна, глупа и зависима. Это оставляет нам сегодня пространство для использования институций в целях пропаганды своего знания, которое могло бы достигать широкой аудитории, не поддаваясь при этом искажениям.
Поэтому требуется выработка ясных критериев, где, на каких площадках следует вести борьбу, какие проекты необходимо бойкотировать и разоблачать, а с кем - и на каких условиях - возможно сотрудничество.
Программа-минимум
В текущей ситуации мы предлагаем самоуправляемым коллективам руководствоваться следующей программой минимум:
- Недопустимо вмешательство внешних факторов в разработку замысла и реализации своего проекта. Недопустима передача эксклюзивных прав на дистрибуцию результатов деятельности, недопустима прямая и косвенная реклама институтов власти и капитала в рамках проекта.
- экономические отношения должны выстраиваться политически. Нужно коллективно требовать достойных условий оплаты труда, и, таким образом, вступая в рабочие отношения с институциями власти, демонстрировать их капиталистический, эксплуататорский характер.
- не следует участвовать в проектах, если их результат (символический капитал, прибавочная стоимость) может быть инструментализирован для политических целей, противоречащих внутренним задачам работы коллектива.
- в процессе реализации проекта нужно стремиться к максимальной «непрозрачности» своей деятельности, стремясь при этом производить ситуации, смысл которых может быть полностью выявлен только вне ограниченных рамок конкретных производственных отношений. Это значит - конструировать потребительную стоимость работы таким образом, чтобы ее перевод в меновую стоимость был максимально затруднен для институций власти.
В то же время мы настаиваем на бескомпромиссной критике и борьбе против всех институций культуры, строящих свою работу на коррупции и примитивном обслуживании интересов коммерческих структур, государства, идеологии. Этим недоумкам и проституткам требуется постоянно «бить по рукам» и указывать на их позорное место в истории, и мы будем этого добиваться всеми средствами!
Локальная специфика борьбы
Мы требуем, как минимум, прекращения негласной цензуры и репрессий, направленных против любых форм политической и культурной деятельности.
Из этого требования следует необходимость осуществления государственной и общественной поддержки независимых от частных интересов социальных исследований и практик критического искусства в России. Избегая традиционного выбора между «реформизмом» или «радикализмом», мы настаиваем на поиске специфической локальной композиции требований и программ преобразований. Для начала мы требуем конкретные вещи: общественные фонды должны прозрачно распределяться для поддержки в публичном пространстве исследовательских и художественных высказываний, а также идущих снизу общественных инициатив. Они должны использоваться, в том числе, и для поддержки деятельности, основанной на жесткой критике современных институтов власти, как в культуре, так и в политике. С другой стороны, это возможно только при радикальной общественной трансформации, которая подорвет всю систему авторитарного капитализма. Для создания условий этой трансформации необходимы новые формы координации со всеми другими фронтами борьбы - с рабочими, профсоюзными, экологическими, феминистскими, анти-авторитарными движениями и распространение моделей активистского самообразования, политизации художественных и интеллектуальных практик - как основания будущей широкой консолидации для политической и идейной гегемонии левых в обществе.
Работники культуры - художники, интеллектуалы, кураторы, исследователи!
Объединяйтесь со всеми людьми труда, которые, несмотря ни на что, продолжают борьбу за свободу и достоинство человека! Только вместе мы можем вырваться из плена нищеты повседневности, депрессии и страха.
Есть только один мир - и он будет таким, каким мы его делаем сейчас!
автономия,
что делать?,
современное искусство