Mar 08, 2016 17:24
Недавно вспомнил еще одну давнюю мысль, показывающую, как же хорошо нам укладывают информацию в голову так, что мы ее и не трогаем.
Что было перед тем, как римское право прошлось победным маршем почти по всем странам и экономикам мира? Какое еще право мы знаем, но не понимаем?
Что приходит в голову всем нам, когда мы слышим словосочетание "крепостное право"? Правильно, крепостные крестьяне и отмена крепостного права. Вроде все логично и понятно. А если поставить рядом термины "крепостное право" и "римское право"? Ну и как, слово "крепость", доселе незаметное, не показалось вам на глаза? И уже становится понятно, благодаря нашему восприятию нашего великого и могучего, что одна система была принята в Риме, а другая - в крепостях. Уже интересней, да?
А что такое крепость, где их обычно ставят? В приграничных территориях, где возможны конфликты. Крепости располагают на стыке интересов разных сил. А еще иногда их ставят на границе вновь завоеванных земель, чтобы облегчить дальнейшее продвижение вглубь вражеской территории.
И каковы же особенности такого крепостного права? Наверно, в первую очередь, это право силы. У кого сила - тот и прав, а на завоеванных территориях сила может быть только у захватчика. И кто же тогда крепостные? Те, кто пошел в крепость служить захватчикам. А что тогда отмена крепостного права? Это когда на завоеванной территории в силу должны вступать другие механизмы управления и мотивации, потому что все понимают, что рабский труд наименее эффективен, и нужно делать раба "свободным", чтобы он работал хорошо. Ну и развитие общества с его инфраструктурой в долгосрочном периоде обходится существенно дешевле (точнее сказать, выгоднее, ведь территория приносит прибыль) содержания армии, необходимой для контроля территории.
Вывод - отмена крепостного права знаменует собой констатацию полного захвата и контроля территории и переход игры на следующий уровень, на котором играют по "римским" правилам, что бы ни скрывалось за этим словом.
Россия,
римское право,
хронология,
серия-1,
узкие места,
государство,
мысли