Кое-что о роботехнике.

Oct 12, 2017 22:13

Помню, как-то был восхищён десятилетним парнишкой, который в эфире детской передачи читал на экране програмный код и говорил, что сейчас будет делать робот, для которого этот код был написан. Аплодисменты ему были шквальные.
А недавно и сам, с ребёнком за компанию, начал посещать занятия по роботехнике.

Первое же практическое занятие перевернуло представление о роботах, науке и нашем месте в ней. Оказывается, я тоже смог читать коды. И писать. Сразу. Оказывается, роботехника очень проста, но таковой её делают безмерно сложные вещи.

Есть стандартные платы, с прописанными для них стандартными операциями. "всегда... поворот 90 градусов... пауза 1 сек... цифровой 9 вкл..." и так далее. Современное создание роботов, все эти чемпионаты и победы на них, сводятся к безошибочной последовательности команд и оригинальной комбинации готовых девайсов. Надо просто расположить нужные команды в правильном порядке. И всё.

Это даже не программирование, это использование экселя.

А программировать нас не учат. Мы не создаём платы, в которые потом кто-то будет вводить правильные команды из готового набора. Мы пользуемся готовым.

А ведь кто-то делает это, и развивает новые отрасли, и готовит тот день, когда роботы будут повсюду, рядом с каждым из нас.

Стоит сказать, что этого времени вряд ли стоит бояться. Роботы не займут место человека, а изменят это место. Вместо строителей и грузчиков будут надсмотрщики за роботами. Они не будут мёрзнуть, таскать тяжести и неделями работать в грязной одежде - то есть, по факту, от массового внедрения роботов в разные сферы общественной деятельности мы все - ну, почти все - только выиграем.

Это будет точно интересное и, возможно, прекрасное время, о котором хочется мечтать, которое интересно выдумывать, и, знаете, в процессе выдумывания появляются как идеи, так и вопросы, которыми хочется поделиться здесь, в этом журнале. Например, размышления о разработке автопилота привели[вот к чему : ...]вот к чему :

Понятно, что полноценный беспилотный транспорт изменит общество сразу и до неузнаваемости. Такси, грузоперевозки и дорожная техника сразу потеряют десятки миллионов рабочих мест, но зато существенно снизят валовые издержки. Плохо это или хрошо, судить не здесь и не сейчас, но вопрос немного в другом.

Беспилотники уже накатали много миллионов миль, ( а недавно начали ездить и там, где расстояния измеряются в километрах), но до реальных автомобилей без водителей где-нибудь в Подмосковье ещё очень далеко. Потому что нет инфраструктуры, позволяющей использовать такие технологии. Нужны дороги с непрерывной разметкой, указателями, бордюрами, указателями всего и везде, дисциплинированными водителями/пешеходами и многим другим. Этого, как мы можем предположить, не будет ещё очень долго.
С тем, что есть сейчас, справится только полноценный искусственный интеллект, который, опять-таки, вряд ли появится завтра. Хотя бы потому, что для него найдётся множество задач поважнее, чем перевозить товары и людей из точек А в точки В, ну и, вообще - ИИ поменяет мир сразу и навсегда; после него нам будет не до беспилотников.

Но - можно ведь использовать условно беспилотные технологии, с ограниченным функционалом. Не только для езды в пробках, но и для использования автомобилей в группах и караванах. Например, водитель садится за руль фуры, а сзади него ещё две с включенным автопилотом, нацеленным на его автомобиль. Водитель разгоняется - караван за ним, поворачивает - караван туда же.

Выгоды? очевидны, два водителя в паре могут за сутки провести три машины за две тысячи километров. Кроме того, при движении по автобанам водители, при взаимном согласии и по договорённости, могут "падать на хвост" друг к другу, экономя силы и время. Удобно, хорошо.

Такие технологии есть уже давно, но их не стремились внедрить. Почему-то. И это уже странно, потому что даже такой, условно беспилотный, режим стал бы для производителей любого автомобиля существеннейшим конкурентным преимуществом. Все транспортные компании покупали бы эти автомобили - но самих автомобилей почему-то нет.

Вывод пока только промежуточный - похоже, в разработке роботехнологий конкуренции, как таковой, нет. Как и самодеятельности.
Люди работают и развиваются лишь в пределах чётко очерченых рамок. Точно так же, как и с мобильными телефонами - есть стандартная технология, которой кому-то разрешают пользоваться. А кому-то не разрешают.
Это - инсайд, а не развитие науки. Постепенная, пошаговая передача технологий извне.

Все же самостоятельные, неконтролируемые, разработки глушатся и замалчиваются, от "нестандартных" стандартов мобильной связи и программного обеспечения, до новых источников энергии.

Похоже, то же будет и с роботами.

робототехника, Думайте

Previous post Next post
Up