Матео Максимов, цыганский Достоевский.

Jul 11, 2006 14:39

(17 января 1917, Барселона, Испания -- 24 ноября 1999, Париж, Франция)




Культовый цыганский писатель, писавший цыганам, о цыганах, на цыганском, а также прославленный пастор-евангелик, Матео родился в семье русского котляра-эмигранта и женщины-мануш в одном из нынешних футбольных центров - в Барселоне. Мать Матео была двоюродной сестрой знаменитого Джанго Рейнхардта, основателя цыганского джаза.

Помимо своих книг, Максимов известен полным переводом Нового Завета на цыганский (котлярский диалект), которым цыгане-евангелисты пользуются до сих пор, и уникальной коллекцией этнографических фотографий, посвящённых родному народу.

Предки Матео были рабами, как все румынские цыгане до середины XIX века. После указа об освобождении цыган, его предки иммигрировали в Россию, но память о тех ужасных временах, когда каждый из их семьи мог стать добычей - или становился ею - ужасных развлечений румынской знати навеки осталась в семейных преданиях. Слушая их, как страшные сказки, Матео и подумать не мог, что станет жертвой такого обращения. Ему было суждено пережить Кали Траш. Двадцать семь родственников Матео в Польше были убиты нацистами в один день.

Матео рано потерял мать. Его, двух его братьев и двух его сестрёнок воспитывал отец. Именно он научил Матео читать, писать и считать, рассказывал ему о странах, которые успел повидать или о которых слышал от других цыган. Благодаря отцу, Матео на всю жизнь сохранил тягу к знаниям.

Когда мальчику было 14, Максимов-старший умер. Фактически, будущий писатель остался главой семьи, котлярским ремеслом он кормил себя и своих братьев и сестёр. Вечером он при свете костра обучал их чтению или пересказывал рассказы отца. Мальчику помогали дяди, поэтому особых проблем малолетняя семья не испытывала.

В 1936 году в Испании, где в то время проживали Максимовы, началась гражданская война. Одной из сторон были националисты. Максимовы решили искать убежища во Франции, где проживали родственники как матери Матео, так и его жены.

В 1938 году молодой котляр попал в тюрьму вследствие конфликта между двумя большими цыганскими семьями. Адвокат обратил внимание на него, как на самого грамотного и к тому же очень красноречивого цыгана, и попросил написать эссе о сути конфликта и о цыганских обычаях, имевших к нему отношение. Он собирался использовать эти сведения при защите. Матео легко исполнил эту просьбу. Результат ему так понравился, что он быстро расширил эссе до полноценной повести, впоследствии изданной под названием «Урситори». Именно обстоятельствами появления объясняется столь необычная для творчества Максимова насыщенность повести кровавыми событиями.

В 1939 году, вступив в войну, французское правительство обвинило беженцев из Испании (в основном это были цыгане и евреи) в шпионаже в пользу… нацистов и принялось арестовывать их и размещать в концентрационном лагере Гюр возле испанской границы. Максимовы были арестованы весной 1940.

После оккупации беженцев разделили по национальному признаку. В августе 1940 года цыган отправили в Тарб. В мае 1941 года Максимовы были интернированы в Ланнмазан.

Эти концентрационные лагеря отличались от немецких тем, что в них не ставилось целью мучительное уничтожение узников. Однако условия проживания были столь же ужасными и сами собой могли привести к смерти. Оказавшись в Гюре, Максимов весил 75 килограмм. После нахождения в лагере в течение 31 месяца (почти три года) в нём осталось только 44. Остальные цыгане выглядели не лучше. Дело в том, что заключённых не кормили. Им разрешалось выходить из лагеря (естественно, часть семьи оставалась в заложниках) чтобы найти или заработать себе пропитание. Легче всего жилось именно котлярам: в тяжкие военные годы работа лудильщикам и другим ремесленникам всегда находилась, хотя и платили за неё скудно. А вот артистам и торговцам доводилось туго. Не те были времена, чтобы люди были готовы платить за песни, а разорённым торговцам нашлось бы чем торговать…

Тюремщики говорили, что цыган держат в лагере за то, что они «бесполезные бродяги». Поэтому Матео был уверен, что если ему удастся опубликовать «Урситори», он и его семья будут освобождены. Он же тогда будет полноценным писателем!

Для этой цели Матео удаётся получить разрешение на пять дней покинуть лагерь. Он приезжает в Париж и разыскивает адвоката, когда-то подтолкнувшего его к писательской деятельности, Изорни. Максимов оформляет на него доверенность с тем, чтобы Изорни мог подписывать за него контракты, и они уговариваются, что адвокат постарается найти издателя рукописи. В 1942 году Изорни подписал за Максимова контракт с крупным французским издательским домом «Фламмарион». Однако «Урситори» были опубликованы уже после войны, в 1946 году.

Матео Максимов, первый из цыган в мире, подал в немецкий суд иск с требованием быть признанным как жертва гонений по расовому признаку. Его иск был удовлетворён только через 14 лет. Ему назначили ежемесячные выплаты. Они были незначительны, но важен сам факт. Этот прецендент помог тому, что в 1982 году цыгане были признаны жертвами гонений по признаку расы. Впрочем, ООН до сих пор не считает цыган жертвами геноцида.

После войны Максимов, вплоть до самой смерти, пишет книги, посвящённые не только довоенной жизни цыган, но и страшным событиям Кали Траш. Всего за свою жизнь он написал одинадцать по-настоящему ценных для цыганской культуры книг, которые были переведены на 14 языков мира. В этих книгах он не только описывал историю и культуру цыган, но и сумел глубоко достоверно и сильно показать цыганскую душу, за что его можно назвать «цыганским Достоевским».

В 1961 году Максимов стал пастором-евангеликом. Он проповедовал среди цыган, учил детей из кочевых таборов грамоте, перевёл на цыганский язык Новый Завет.

Писатель был непоколебимо уверен в талантливости цыганской натуры. «Я считаю, что если бы цыгане были грамотнее, мир был бы переполнен цыганскими писателями!», говорил он.

Книги писателя в переводе на английский, немецкий, французский можно купить через интернет.

О деятельности Матео, его борьбе за поднятие уровня жизни цыган, борьбе за признание цыганской литературы, его церковной деятельности можно и нужно написать много, и я обязательно сделаю это в будущем.
Previous post Next post
Up