КАЛИНИН Николай Николаевич

Jun 08, 2006 01:37


6 июня сего года исполнилось два года как с нами нет Человека, Музыканта, настоящего Художника - Николая Калинина. Его жизненный путь трагически оборвала коварная страшная болезнь, за несколько месяцев погубившая выдающуюся Личность... Масштаб его деятельности был огромен - вся Россия, он курировал весь жанр исполнительства на русских народных инструментах, все оркестры, солисты, ансамбли, все конкурсы и фестивали, ну и конечно, главным Делом его жизни стал Национальный Академический Оркестр Народных Инструментов России им. Н.П.Осипова. Николай Калинин не только сохранил оркестр им.Осипова в лихолетье 90-х годов, но добился престижного статуса Национального, добился Президентского гранта для оркестра, в непростые годы оркестр не только сохранился не потяряв своей культурной мощи, но и неоднократно выезжал зарубеж на гастроли, сделал целый ряд ярких патриотических программ (за программу "Любовь моя, поющая Россия" Н.Калинин был удостоен Государственной премии). Нелепость трагического ухода Николая Калинина, усугубляется тем, что он ушел от нас в расцвете сил, на взлете, только только начав пожинать плоды своей десятилетиями продолжающийся битвы за русскую музыку.

2004 год - взлет оркестра им. Осипова, это начало концертов в Большом зале Московской консерватории, среди которых выступление с учениками оперного центра Галины Вишневской, Зурабом Соткилавой, и признанные критикой одними из лучших концертов 2004 г. - новогодние концерты "Русская душа" с Дмитрием Хворостовским. 2004 год, это год 85-летия оркестра, в этом году Маэстро Калинину должнго было исполниться 60 лет! Также в 2004 г. исполнялось 25 лет руководства Калининым оркестром им. Осипова. В 2004 году оркестр наконец-то получал грант Президента (до этого зарплаты музыкантов составляли 3.000 - 4.000 рублей в месяц!) Николай Калинин - член Совета по Культуре при Президенте РФ, член комисси по наградам, основатель и бессменный руководитель ассоциации дирижеров оркестров русских народных инструментов, Председатель Всероссийского Музыкального Общества, профессор, основатель и заведующий кафедрой оркестрового дирижирования в Московском государственном университете культуры и искусств... титулов, постов, должностей и регалий у этого Человека было много, но все они работали на одну Цель, решали одну Задачу - сохранение и развитие русской национальной музыкальной культуры. Помимо потери масштабной фигуры Калинина народным жанром, его смерть также остро обозначила проблему преемственности, проблему продолжения его Дела... Нет деятеля адекватного Мастеру хотя бы на треть... Почти год после смерти Маэстро оркестр находился в подвешенном состоянии, пока слава Богу его не согласился возглавить блестящий музыкант и великолепный, профессиональный дирижер Владимир Понькин (кстати не чуждый народной музыке - В.Понькин окончил Нижегородскую консерваторию по классу баяна). Но пустота и горечь утраты осталась и остро чуствуется и в коллективе и в народном жанре... Не воспитывают внаше время, не выучивают, к сожалению, таких людей, Личностей подобного масштаба каким был Николай Калинин. На память приходят слова И.Кобзона сказанные им на похоронах Маэстро: "И человек он был красивый, и имя у него русское, красивое, и фамилия красивая и жил он красиво и достойно, храня верность своим идеалам и служа верой и правдой до последнего своей любимой Народной Музыке... Николай Николаевич Калинин был художественным руководителем и главным дирижёром оркестра с 1979 г. по 2004 г. Первоначальное музыкальное воспитание в 1954-59г.г. юный Коля Калинин получил в знаменитом ансамбле песни и пляски Московского Дворца пионеров, под управлением В.С. Локтева. Он пел в хоре, солировал, а затем, заинтересовавшись инструментальной музыкой, прекрасно играл на ударных инструментах. Все пророчили ему блестящую карьеру солиста-инструменталиста. Впервые за дирижёрский пульт Калинин встал, когда ему было 16 лет. Учась ещё в музыкальном училище при Московской консерватории, он сплотил вокруг себя сверстников, организовав "свой" оркестр. Николай Калинин возглавил коллектив при широко известном детском хореографическом ансамбле "Школьные годы", который вскоре вырос в самостоятельный первоклассный оркестр. Профессиональный музыкант, окончивший Московскую Государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по классу ударных инструментов, добровольно поменял престижное звание артиста Государственного симфонического оркестра под управлением Е.Светланова на профессию дирижёра и верно служил ей почти 50 лет. Всё более его привлекала работа с оркестром, усиливалось желание самому, при помощи дирижёрской палочки, "рисовать" музыкальные картины. Московский молодёжный оркестр русских народных инструментов можно по праву назвать его детищем. Калинин Н.Н.Московским молодёжным оркестром Н.Н.Калинин руководил в течении 20 лет. Высокий технический уровень, ансамблевая чёткость, темпераментность игры, красочность звучания позволили оркестру добиться всеобщего признания. Ни одно крупное культурное мероприятие не проходило без его участия. Оркестр получил свою первую награду, став победителем во II конкурсе исполнителей на народных инструментах имени В.В.Андреева в 1964г., был постоянным участником крупных концертов, выступал на форумах и конкурсах, в том числе на IX Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Гаване в 1978 году, удостоен звания лауреата премии Московского комсомола. Его художественному руководителю и главному дирижёру вручена премия Ленинского комсомола - одна из высочайших наград того времени. Мастерство дирижёра Николая Калинина формировалось и совершенствовалось в многочисленных выступлениях с профессиональными коллективами - Академическим оркестром русских народных инструментов и эстрадно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения, его можно было увидеть за дирижёрским пультом оркестра кинематографии и прославленного оркестра Большого театра СССР. Несколько лет он являлся музыкальным руководителем и дирижёром Красноярского ансамбля танца Сибири. Н.Калинин постоянно назначается музыкальным руководителем Всемирных фестивалей молодёжи и студентов в Берлине, Гаване, Москве ; Олимпиады - 80, музыкальных фестивалей в Венгрии, Болгарии, Монголии и Румынии. В этих массовых праздниках Н. Калинин проявляет масштабное мышление и блестящие организаторские способности. В 1979 году Н.Н.Калинина назначают художественным руководителем и главным дирижёром оркестра им. Осипова, называемого за рубежом "визитной карточкой России". Один из старейших творческих коллективов, он является воистину национальным достоянием нашего народа, ибо это - всемирно известный и популярный коллектив, отражающий самобытность отечественной музыкальной культуры, аналогов которому нет во всём мире. Он становиться инициатором и организатором огромной по масштабу концертной и просветительской работы. Благодаря его неутомимой деятельности, во многих городах России и за рубежом появились профессиональные русские народные оркестры. Он проводил мастер - классы, творческие вечера со студентами и преподавателями музыкальных школ, училищ и вузов, оказывал методическую и консультативную помощь практическим работникам искусства и культуры. Н.Н.Калинин возродил традицию совместного ансамблевого музицирования профессионалов и любителей, восходящую к основоположнику жанра Василию Андрееву. Десятки дирижёров профессиональных и самодеятельных оркестров прошли стажировку, оттачивая своё мастерство в оркестре им. Н.П.Осипова при непосредственном руководстве и чутком участии Н.Н.Калинина. Впервые в истории жанра он осуществил запись "Антологии музыки для оркестра русских народных инструментов". Отдавая себя без остатка оркестру, Николай Николаевич Калинин добился всеобщего признания коллектива, любви народа, свидетельством чему является атмосфера доброжелательности и восторженности, состояние единомыслия и согласия, царящая в зрительных залах во время выступлений музыкантов, независимо от того, в каких городах и весях проходили концерты и встречи. Определяющими чертами исполнительского уровня Николая Калинина являлись великолепная техника дирижирования, отличная музыкальная память, умение проникнуть в суть произведения, охватив его формы и замысел. В работе он всегда выступал как зрелый художник, сложившаяся яркая личность со своеобразным творческим мышлением, планами и взглядами незаурядного музыканта и режиссёра. Его работу всегда отличали - высокое мастерство, творческая фантазия, поиск и воплощение новых сценических решений.

Previous post Next post
Up