Народная артистка СССР (1978)
Приз за лучшую женскую роль на МКФ в Карловых Варах за роль в х/ф «Вольница» (1956)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии для актеров» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Сестры» (1958)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Восемнадцатый год» (1960)
Руфина Нифонтова родилась 15 сентября 1931 года в Москве.
Ее отец Дмитрий Питаде был помощником начальника станции «Москва-Сортировочная», а мама Дарья Семёновна работала на ткацкой фабрике. Двое братьев Руфины Александр и Борис погибли во время Великой Отечественной войны, а еще один брат Вячеслав - остался жив. Позже Руфина Нифонтова рассказывала: «В детстве я знала, что у меня есть братья, которые всегда защитят. Но война многое у меня отняла. И тогда я поняла, что женщина тоже должна быть сильной. Сжала кулаки - и стала такой».
Во время учебы в школе Руфина занималась актерским мастерством в драматическом кружке школы. Позже она рассказывала: «Я никогда и не думала о кино. Мечтала о театре. Я родилась в семье железнодорожника. У нас все любили искусство: отец пел в самодеятельности, мать участвовала в драматических кружках, братья играли в самодеятельном оркестре. После седьмого класса я стала участницей драматического кружка. Первая роль - горничная Аннушка в пьесе Островского».
После окончания школы Нифонтова подала заявление в театральное училище, но ее туда не приняли. В Щепкинском училище за ее поступление проголосовала вся приемная комиссия, но председатель актриса Вера Пашенная сказала: «Эта рыжая и тощая будет учиться в Щепке только через мой труп. Она ж все время басом читает! Кого она у нас играть будет? Мужчин? Так давайте лучше мальчиков талантливых наберем!» «Но девочка еще изменится!» - попытался убедить председателя один из членов комиссии. «Вот когда изменится, тогда пусть и приходит!» - ответила Пашенная. Тогда расстроенная Нифонтова попробовала поступить во ВГИК, но туда ее так же не приняли, но заплаканную девушку заметил в коридоре ВГИКа профессор Борис Бибиков и взял её на свой курс, где она училась в одной группе с Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой и Майей Булгаковой. Нифонтова позже рассказывала: «Мама не отходила от меня ни на шаг - боялась, что я с собой что-нибудь сделаю. А потом буквально за руку отвела меня во ВГИК. Правда, там меня тоже не хотели брать… Помню, выбежала в коридор, завернулась в портьеру - и давай рыдать. Рядом проходил профессор Борис Бибиков, услышал меня и сказал: «Ты станешь актрисой!»
На втором курсе Нифонтова вышла замуж за Глеба Нифонтова, который был старше ее на 10 лет, учился на режиссерском факультете. Позже он начал снимать научно-популярное кино. В браке с Глебом Нифонтовым у Руфины Дмитриевны родилась дочь Ольга, позже окончившая ВГИК, и так же, как ее отец, ставшая режиссером научно-популярного кино.
В 1955 году Руфина Нифонтова окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии и была принята в Театр-студию киноактера. Юрий Соломин рассказывал: «Она была трагической актрисой, очень хорошей. Она была глубокая актриса, у нее было очень красивое лицо, потрясающие глаза. Впервые, когда я увидел фильм «Вольница», меня поразили именно глаза этой актрисы. Она, по-моему, студенткой ВГИКа еще была тогда. Глаза ее поразили, какие-то необыкновенные, глубокие, а потом оказалось, что глубина глаз зависит от глубины чувств. Я о ней узнал, когда учился на 4 курсе, а она репетировала уже в Малом театре главную роль вместе с Верой Николаевной Пашенной в «Каменном гнезде». Вера Николаевна, когда приходила к нам в училище на курс, всегда рассказывала о молодой актрисе, которую она как-то не приняла, потому что Руфина была своеобразным человеком в жизни. Потом она очень нежно к ней относилась. Вера Николаевна очень долго принимала людей. У Руфины был характер жесткий. Она никому не поддавалась, у нее было свое личное мнение. Мне не так много с ней пришлось играть, но 3-4 спектакля мы играли вместе. Хотя бы «Любовь Яровую», где она играла Любовь Яровую, а я - Ярового, «Нас где-то ждут», «Палата». Она не боялась в искусстве некрасивости. Она могла играть в спектакле Друце старуху. По-моему, ей было лет 40, она играла старуху, замечательная эта работа была - «Птица нашей молодости».
Одновременно с поступлением в Театр-студию киноактера начала складываться карьера Нифонтовой в кино. В 1955 году она снялась в главной роли в фильме «Вольница», и вскоре новые предложения сниматься стали следовать от режиссеров одно за другим. В 1957 году Руфину Нифонтову пригласили в труппу Академического Малого театра, куда она пришла, будучи известной актрисой после съемок в трилогии «Хождение по мукам».
Руфина Нифонтова рассказывала: «Когда на «Мосфильме» шли съемки «Хождения по мукам», там же снимали спектакль Малого театра «Пигмалион». Однажды в коридоре ко мне подошел Михайл Иванович Царев и приветливо так спросил: «А не хотели бы вы, девушка, поиграть в Малом театре?» Но я, помня свою обиду, с вызовом спросила: «А что вы там ставите? И кто у вас там занят?» Михаил Иванович был человеком воспитанным и, на мое счастье, сделал вид, что не заметил вызывающего тона. Спокойно объяснил, что Малый театр ставит «Каменное гнездо». А моей основной партнершей будет... Вера Николаевна Пашенная. Так в 1957 году я пришла в Малый театр».
Актриса Нина Веселовская, сыгравшая роль Даши в фильме «Хождение по мукам», рассказывала: «Когда мы приступили к съемкам, Руфина уже была опытной киноактрисой. А я, в отличие от нее, полный новичок в кино. Камера, свет - все пугало, было непонятно, как себя держать на площадке. Нифонтова оказалась внимательным, чутким партнером. Знаете, далеко не все актеры любят раскрывать секреты мастерства, а Руфина мне очень помогла на первых порах своими профессиональными подсказками. Это дорогого стоит». Всего Руфина Нифонтова сыграла более 20-ти ролей в фильмах и более 10-ти ролей в телеспектаклях.
Нифонтова смогла благодаря своему таланту и твёрдости характера создать много интересных театральных образов на сцене Малого театра: Катерина в «Грозе» и Комиссар в «Оптимистической трагедии», Варвара Михайловна в «Дачниках» и тетушка Руца в «Птицах нашей молодости», Любовь Яровая в одноименной постановке и Царица Ирина в спектакле «Царь Федор Иоаннович» - разные характеры, эпохи, женские судьбы. Актер Василий Бочкарёв о совместной работе с Руфиной Нифонтовой: «Я ее воспринимал, прежде всего, как очень красивую женщину. Когда я мальчишкой был, я увидел ее в «Хождении по мукам». Это было для меня какое-то откровение, и правда, я влюбился по-мальчишески в нее. Потом, будучи студентом Щепкинского училища, я очень любил спектакль «Каменное гнездо» и замечательный спектакль «Браконьеры». Потом я узнал историю этого спектакля, в котором главную роль играл Борис Бабочкин. Очень много для этого сделала Руфина Дмитриевна. Её инициатива, ее правда в той ситуации позволили ей пойти в руководство и попросить, чтобы играл именно Бабочкин. В 1981 году мы встретились с ней в работе над спектаклем «Фома Гордеев». Я только пришел в театр, сыграл роль Бальзаминова и сразу попал в работу над спектаклем «Фома Гордеев». Встретился с ней. Партнер для артиста, наверное, - это самое главное. Как происходит взаимное погружение друг в друга, рассказать может только артист. Нифонтова удивительно работала над этой ролью, искала какой-то жестокой свободы и раскрепощения. Она как-то была на концерте на заводе «Серп и молот», с которым в свое время Малый театр очень дружил, и ей задали вопрос: «Зачем вы пришли в театр?». Она приблизительно так сказала: «Я пришла в театр для того, чтобы раскрепоститься, освободиться от всего того, что меня сдерживает, ограничивает, для того, чтобы воплотиться в десятках, в сотнях людей, для того, чтобы рассказать о нас с вами, об этом человеке, которого я играю, о нашей Родине, и о чуде любви и материнства».
Руфина Нифонтова много работала на радио, принимала участие в многочисленных радиопостановках с Ростиславом Пляттом, Николаем Плотниковым, Георгием Менглетом, Татьяной Пельтцер, Олегом Стриженовым и Евгением Матвеевым. О своей профессии актрисы Руфина Нифонтова в интервью рассказывала: «Передача традиций настоящего русского драматического искусства, в котором бы сочетались высокая нравственность, гражданственность и художественный реализм,- это нить, тянущаяся от М. С. Щепкина к нашему поколению актеров. Старшее поколение заложило в нас святое отношение к сцене. Теперь ситуация изменилась. В театре много откровенной халтуры, безответственности, бездарности. Держать марку театра может и, главное, хочет отнюдь не каждый, и мне становится грустно от этого равнодушия вокруг. Время Щепкиных прошло, из старшего поколения остались в Малом только Е.Н. Гоголева и Н.А. Анненков. На них, прекрасных старых мастеров, в свои 90 лет выкладывающихся фантастически, и стремится публика. К сожалению, в нашем театре не очень ценят хороших режиссеров: так, мы потеряли Б. А. Львова-Анохина, который поставил у нас много прекрасных, интеллигентных спектаклей - «Рядовых», «Утреннюю фею», «Фому Гордеева», «Холопов». В результате мы не имеем ни его последней работы (не понятых театром «Сказок Голливуда»), ни самого режиссера. Зато в недавнем прошлом мы легко допускали, что бывший главный режиссер театра В. Андреев мог взять «на свою ответственность» сырую, недоделанную премьеру - «Гостей» Л. Зорина. Мы не возражали против очевидных творческих неудач. Поэтому, когда я слышу, что другие театры приглашают на постановки интересных режиссеров, когда я вижу их работы, мне обидно за себя, за свой театр. Уходит время, уходят наши актерские годы, а мы ничего не успеваем сделать. Ведь если есть Королевский шекспировский театр в Англии, почему Малый не может быть театром Русским национальным, представляющим классическую драматургию? Складывающаяся в стране духовная атмосфера отражается на искусстве сцены, на его взаимоотношениях с публикой. Исчез окружавший театр ореол, зрители идут в него не на встречу с прекрасным, а для того, что бы забыть об окружающих их в жизни проблемах. Изменяются и люди театра: молодые актеры стали рациональней, они проще относятся к профессии. Такова цена нашего унизительного быта, глупостей, совершавшихся с благословения чиновников от культуры. Актеру в нашей нищей, пропитанной традициями казарменного социализма стране не просто сохранить в себе художника. Есть горькая ирония в том, что советские актеры - академических ли, студийных ли театров,- возвращаясь с зарубежных гастролей, ощущают себя как-то по-другому. И для них уже невозможно писать в графе анкеты «род занятий» - «служащий». Он - не «служащий», он артист!»
В начале 1990 годов умер из-за проблем с сердцем брат Руфины Нифонтовой Вячеслав. Вскоре после смерти брата погибла дочь Вячеслава, занимавшаяся коммерцией. Ее ограбили, увезли в лес и убили. Нифонтова болезненно переживала эти трагические утраты. К этим переживаниям добавились проблемы с дочерью. Ольга вышла замуж против воли родителей, так как будущий зять категорически не понравился ни Руфине, ни ее супругу. Но Ольга родила сына Мишу, и ее родителям пришлось смириться с замужеством дочери, хотя их конфликты с зятем не прекращались. После одного из скандалов, случившегося на даче, разозлившийся Глеб Нифонтов сел в машину и уехал в Москву. Но в дороге у него случились проблемы с сердцем, и его автомобиль врезался в грузовой МАЗ. Глеб погиб на месте. Последние годы жизни Руфина Нифонтова жила одна. Ее дочь с семьей жили отдельно. Несмотря на то, что у Нифонтовой самой проявились проблемы с сердцем, актриса продолжала играть в спектаклях и репетировала новые роли.
27 ноября 1994 года Руфина Нифонтова приехала с дачи, сильно продрогла, и хотела погреться в ванной, чтобы позже лечь спать. Вода показалась актрисе прохладной: она включила горячую воду, но через несколько минут потеряла сознание. Заметив потеки на потолке, соседи с нижнего этажа начали стучать в дверь, а потом позвонили дочери Нифонтовой. Когда Ольга с мужем приехали и открыли квартиру, на лестничную площадку хлынул кипяток. Помочь Руфине Нифонтовой было уже невозможно.
Актриса была похоронена на Ваганьковском кладбище.
Леонид Филатов подготовил о Руфине Нифонтовой передачу из цикла «Чтобы помнили».
You can watch this video on www.livejournal.com
Использованные материалы:
Материалы сайта
www.rusakters.ru Материалы сайта
www.tvkultura.ru Материалы сайта
www.peoples.ru Материалы сайта
www.kinozone.org Материалы сайта
www.maly.ru Театральные работы:
Малый театр:
- Илона - «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки (1957)
- «Взрыв» И. Дворецкого (1961)
- Мела - «Браконьеры» Э. Раннета (1961)
- Катерина - «Гроза» А. Островского (1962, реж. Вера Пашенная, М. Гладков)
- Ксения Ивановна - «Палата» С. Алешина (1962)
- Варвара Михайловна - «Дачники» М.Горького (1964)
- Жена Края - «Страницы дневника» А. Корнейчука (1965)
- Комиссар - «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1967)
- Одинцова - «Отцы и дети» И. Тургенева (1968)
- Тетушка Руца - «Птицы нашей молодости» И. Друце (1972)
- Полина - «Фальшивая монета» М. Горького (1972)
- Варвара - «Летние прогулки» А. Салынского (1974)
- Тамара Николаевна «Вечерний свет» А. Арбузова (1975)
- Яровая - «Любовь Яровая» К. Тренева (1977)
- Лаура - «Агония» М. Крлежа (1979)
- Саша - «Фома Гордеев» М. Горького (1981)
- Мать - «Утренняя фея» А. Касоны (1984)
- Федра - «Федра» Ж. Расина (1985)
- Марья - «Иван» А. Кудрявцева (1986)
- Глафира - «Холопы» П. Гнедича (1987)
- Царица Ирина; Василиса Волохова - «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого (1989)
- Бережкова - «Обрыв» И. Тургенева (1992)
Радиоспектакли:
- «Гроза» А. Островского - Катерина
- «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки - Алгрен
- «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского - Комиссар
- «Страницы дневника» А. Корнейчука - Вероника
- «Иван» А. Кудрявцева - Марья
- «Федра» Ж. Расина - Федра
- «Любовь Яровая» К. Тренева - Любовь Яровая
- «Победительница» А. Арбузова - Алейникова
- «Страницы жизни Эдит Пиаф» Л. Зельмановой - Эдит Пиаф
- «Любовь в Старокороткино» В. Липатова (по мотивам произведений) - Любка Ненашева
- «Глубокий тыл» Б. Полевого - Женя Мюллер
- «Нахлебник» И. Тургенева - Елецкая
Фильмография:
- Вольница (1955) главная роль: Настя
- Полюшко-поле (1956) главная роль: Валя Чернышева
- Одна ночь (1956)
- Хождение по мукам. Сестры (1957) главная роль: Катя Булавина
- Хождение по мукам. Восемнадцатый год (1958) главная роль: Катя
- Хождение по мукам. Хмурое утро (1959) главная роль: Катя
- День, когда исполняется 30 лет (1961) главная роль: Светлана
- Русский лес (1963) роль: Елена Ивановна, мать Поли
- Перестань, Мадлен! (телеспектакль) (1964) главная роль
- Палата (1964) роль: Ксения Ивановна, подруга Новикова
- Первый посетитель (1965) роль: Александра Коллонтай
- Неизвестная... (1966) главная роль: Рута Янсон
- Дачники (1966) роль: Басова Варвара Михайловна
- Год как жизнь (1966) роль: Женни Маркс
- Они живут рядом (1967) роль: Калитина Надежда Павловна, мать Игоря
- Интервенция (1967) роль: Токарчук
- Ошибка Оноре де Бальзака (1968) главная роль: графиня Эвелина Ганская
- Семья Коцюбинских (1970)
- Расплата (1970) роль: мать Кати
- Любовь Яровая (1970) главная роль: Павла Петровна Панова
- Двадцать лет спустя (телеспектакль) 91971) роль: герцогиня де Шеврез
- Светит, да не греет (телеспектакль) (1972)
- Опасный поворот (1972) роль: Мод Мокридж
- Птицы нашей молодости (телеспектакль) (1974) главная роль: тётушка Руца
- Отцы и дети (телеспектакль) (1974)
- Дом Островского (телеспектакль) (1974)
- Фальшивая монета (телеспектакль) (1975) роль: Полина
- Вишневый сад (телеспектакль) (1976) главная роль: Раневская
- Риск - благородное дело (1977) роль: актриса
- Оптимистическая трагедия (телеспектакль) (1977) главная роль: Комиссар
- С любимыми не расставайтесь (1979) роль: народный судья по бракоразводным процессам
- Жиголо и Жиголетта (короткометражный) (1980) роль: Ева Баррет, великосветская дама
- Вам и не снилось (1980) роль: мать Татьяны Николаевны, доктор медицинских наук
- Товарищ Иннокентий (1981) роль: Серебрякова
- Снег на зеленом поле (1981) роль: Клавдия Ивановна Лукьянова, завуч
- Контрольная по специальности (1981) роль: Любовь Савельевна Орешко
- Год активного солнца (1982) роль: Вера Сергеевна Колосова
- Фома Гордеев (телеспектакль) (1983) роль: Саша
- Время и семья Конвей (1984) главная роль: миссис Конвей
- Берег его жизни (1984) роль: Екатерина Семёновна, мать Миклухо - Маклая
- Холопы (телеспектакль) (1988) роль: Глафира
- Иван (телеспектакль) (1988) роль: Марья
- Сумасшедшая любовь (1992)
15 сентября 1931 года - 27 ноября 1994 года