Народный артист СССР (1965)
Лауреат Государственной премии СССР (1950, за театральную работу, роль журналиста Слёзкина в спектакле "Степь широкая " )
Андрей Попов родился 12 апреля 1918 года в Костроме.
Отцом Андрея Попова был режиссёр театра Алексей Дмитриевич Попов. Мама Андрея Была врачом, и после рождения сына целиком посвятила себя семье и его воспитанию. В детстве Андрей был озорным, но послушным мальчиком и мечтал стать трубочистом. А когда позже, в школе Андрей захотел стать актером, его папа был категорически против выбора сыном такой профессии, опасаясь, что сыну не хватит таланта, чтобы стать по-настоящему интересным актером.
В 1939 году Андрей Попов окончил студию при Центральном театре Красной Армии и в 1940 году был принят в труппу центрального театра Советской Армии, который в то время возглавлял его отец. Но несмотря на руководство театром отцом, Андрей долгое время выходил на сцену в массовке и играл лишь эпизодические роли. Но талант сына очень скоро дал о себе знать, и профессиональные отношения между отцом и сыном изменились. Алексей Дмитриевич вскоре начал гордиться талантом сына, и роли стали следовать одна за одной.
В 1960 году Алексей Попов в результате длительных разногласий с руководящими органами Главного политического управления был вынужден уйти с поста главного режиссера театра на пенсию, и с 1961-го по 1963-й годы обязанности главного режиссёра исполнял А.Л. Дунаев, после которого в 1974 году театр возглавил Андрей Попов. В ЦТСА Андрей Попов познакомился с актрисой Ириной Македонской, на которой вскоре женился. К сожалению, детей у них не было, что Андрея Попова очень расстраивало.
Руководя театром, он не только продолжал выходить на сцену, но и ставил собственные спектакли - «Камешки на ладони», «Бранденбургские ворота» и «Неизвестный солдат». Им так же были поставлены музыкальная героическая комедия «Ринальдо идет в бой» и сказка «Солдат и Ева». Именно в жанре музыкального спектакля Андрею Попову удалось наиболее хорошо проявить себя в качестве интересного театрального режиссёра.
Попов пригласил для работы в театре и других талантливых режиссёров - Д.В. Тункель, Б.В. Эрин, Н.А. Мокин, М.М. Буткевич. Так же Мария Кнебель за годы руководства театром Поповым поставила в ЦТСА три спектакля. А в середине 1960-х годов ведущим режиссером ЦТСА стал ученик Алексея Попова и Марии Кнебель Леонид Хейфец. В 1966 Хейфец поставил спектакль «Смерть Иоанна Грозного» по произведению Толстого, в котором Попов сыграл одну из своих лучших театральных ролей - царя Иоанна Грозного. Спектакль стал настоящим событием театральной и культурной жизни Москвы и Андрей Попов продолжал играть эту роль даже после своего ухода из Театра Советской армии. Попов так же сыграл Епиходова в спектакле «Вишнёвый сад» и Войницкого в «Дяде Ване». Последней большой ролью, сыгранной Андреем Поповым на сцене ЦТСА, стала роль старшины Васкова в спектакле «А зори здесь тихие». К сожалению, в 1973 году из-за разногласий с военным руководством театра, Андрей Попов покинул театр, которому отдал 35 лет жизни.
С 1968 года Андрей Попов стал преподавателем ГИТИСа, где в 1973 году ему было присвоено звание профессора. А в 1974 году Андрей Попов стал актёром МХАТа. Его первой работой на сцене Московского художественного театра стала роль Галилея в постановке по пьесе Бертольда Брехта «Жизнь Галилея». Так же Андрею Попову хорошо удавались роли чеховских персонажей.
В 1976 году Андрей Попов стал руководителем театра имени Станиславского, находившегося в кризисе из-за частой смены главных режиссёров и слабости художественного руководства. Чтобы исправить эту ситуацию, Андрей Алексеевич позвал в этот театр своих учеников - Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. Борис Морозов поставил пьесу «Сирано де Бержерак», Анатолий Васильев - «Вассу Железнову» и «Взрослую дочь молодого человека», и эти постановки привели к увеличению популярности Театра Станиславского. Однако вскоре из театра пришлось уйти Райхельгауза, а вслед за ним Тетрт Станиславского покинули Морозов и Васильев. В 1979 году и сам Андрей Попов отказался от руководства театром.
В кино Андрей Попов впервые снялся в 1930 году в эпизодической роли ученика в фильме «Крупная неприятность», после чего Попов длительное время в кино не снимался. В 1947 году ему была предложена роль в фильме «Марите». Но начиная с 1950 года, в котором Андрей Попов снялся в фильме Николая Римского-Корсакова в фильме «Мусоргский», работы Попова в кино начали следовать одна за одной. Он снялся в роли Новикова в фильме «Палата», Адамова в фильме «Седьмой спутник», Логунова в «Укрощении огня», Крымова в «Повести о человеческом сердце».
Отдельного упоминания заслуживают его роли в экранизациях классических произведений - Дюковский в «Шведской спичке» Чехова, ростовщик в фильме «Кроткая» по рассказу Достоевского, Назанский в «Поединке» Куприна, герои Шекспира - Яго в «Отелло» и Петручио в «Укрощении строптивой». Одной из самых значительных киноработ Попова стала роль слуги Захар в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», снятым Никитой Михалковым по роману Ивана Гончарова. Зрителям так же запомнилась роль Попова в музыкальном фильме «Сватовство гусара», где он исполнил роль старого скряги.
Искусствовед Алексей Бартошевич рассказывал об Андрее Попове: «Все, кто встречал Андрея Алексеевича Попова в жизни, непременно вспоминают о его улыбке. По его особого обаяния полной улыбке, в которой была душевная деликатность, какое-то странное смущение перед миром, страх за то, что он кого-то обеспокоит. И эта душевная деликатность, эта внутренняя грация, которая была ему дарована природой, прямым образом отразилась на том, что он делал и на сцене, и в кино - во всей его актерской судьбе. Даже, когда он играл роли яркие, характерные, комические. Я помню, много лет назад, в 50-е годы, он сыграл одну из первых своих ролей, которые сделали его заметным в Москве - Хлестакова в «Ревизоре» в Театре Советской Армии. Я не могу забыть удивленные детские глаза этого Хлестакова, длинную, неловкую, нелепую, тоненькую фигуру этого человека полного удивления пред миром, полного детского ожидания чудес от жизни. Это сообщало вполне комической гротескной фигуре особое, очень человечное измерение. Он играл Шекспира, хотя не очень много, но очень интересно и в комедии, и в трагедии. Все помнят его Яго в фильме Сергея Юткевича «Отелло».
Кроме работы в театре и кино, Попов занимался дубляжом фильмов. В частности, им озвучен перонаж Бурвиля в фильме «Большая прогулка». Также Андрей Попов принимал участие в записи радиоспектаклей: «Белый Бим Чёрное Ухо», «Бывшие люди», «Забытые свидетели», «Великий помор», «Мой друг» и других спектаклей. Также Андреем Поповым были прочитаны рассказы Антона Чехова, Ивана Бунина, Константина Паустовского.
В жизни Андрей Попов был очень домашним человеком, любил спокойную атмосферу и обладал огромным чувством юмора.
Незавершённой работой Андрея Попова в театре стала роль короля Лира, в постановке его ученика Анатолия Васильева. Спектакль специально создавался для Андрея Алексеевича, для него был заказан новый перевод трагедии, артист много репетировал над этой ролью, но из-за проблем со здоровьем ему пришлось лечь в больницу. Где ему вскоре сделали операцию, а спустя некоторое время - еще одну. Но, несмотря на все усилия врачей, из больницы Андрей Попов так и не вышел. Он скончался 10 июня 1983 года. Зрители в роли короля Лира его так и не увидели.
Андрей Алексеевич Попов похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.
Леонид Филатов подготовил об Андрее Попове передачу из цикла «Чтобы помнили».
You can watch this video on www.livejournal.com
Использованные материалы:
Материалы сайта
www.andreupopov.narod.ru Материалы сайта
www.rusakters.ru Материалы сайта
www.tvkultura.ru Глава «ТЕАТР АНДРЕЯ ПОПОВА»
(из книги Евгения Стеблова «Против кого дружите?»)
Встретил меня удивительный человек - Андрей Алексеевич Попов. Утешил: "Не расстраивайся. Мы тебе главную роль даем. Понравится - останешься. Не понравится - обратно вернешься после дембеля". И улыбнулся извиняющейся гримасой. Народный артист СССР, главный режиссер главного Театра Советской Армии, сын основателя театра, выдающегося режиссера Алексея Дмитриевича Попова. Он ничему меня не учил - я у него учился всему. Пьеса, которую мы репетировали, называлась "Часовщик и курица, или Мастера времени". Автор - Иван Кочерга. Постановщик - Леонид Хейфиц. Леонид Ефимович, заместитель главного режиссера, любил этюды. Казалось, что в наших импровизациях он что-то искал для себя. Этюды - занятие увлекательное, но в меру. Мы же вынуждены были предаваться сему творческому "игроблудию" почти до самой премьеры, не имея ясных решений. Андрей Алексеевич бесконечно доверял Хейфицу. Он блистательно сыграл в его постановке "Иван Грозный". Спектакль, ставший событием театральной Москвы. Спектакль, талантливо совместивший пространство сценического полигона Театра Армии с масштабом человеческой личности Андрея Попова. Сцена, скорее пригодная для парадов, чем для драмы, на этот раз подчинилась эпическим декорациям Михаила Сумбаташвили. Он же стал художником "Часовщика". Герой мой, Юркевич, метался по авансцене на фоне огромного паровоза в натуральную величину. Паровоз времени тащил за собой героя, трансформируя его внешне и внутренне.
Мне, двадцатидвухлетнему малоопытному артисту театра, предстояло сыграть четыре возраста. Последний, лет пятидесяти, что гораздо сложнее, чем семьдесят или восемьдесят с явными признаками дряхлости. Вторую роль играл Андрей Алексеевич. Его немецкий философ Карфункель - "часовщик", владеющий временем, периодически возникал на пути Юркевича. Они как бы сверяли часы, сопрягали время с безвременьем. Конечно, мне было трудно. Я советовался с Поповым. - Сам, сам, - отвечал мастер. - Артист как щенок: бросили в воду - барахтайся. Выплывешь - будешь жить.
Как-то, назначив вечернюю репетицию, Хейфиц попросил нас с Поповым сыграть очередной этюд матом. Зачем ему это понадобилось? Не знаю. Труда нам это особенного не составило. Пользы тоже. Один конфуз, да и только. Хейфиц, видно, удовлетворился экспериментом, больше не возвращался к нему…
В так называемой кишке, узком проходном помещении, где висела репертуарная доска с графиком спектаклей и репетиций, взял меня за руку и отвел в сторону Андрей Алексеевич Попов:
- Ну, ты остаешься? Решил? Ты скажи, а то мы на тебя еще одну пьесу берем. "Поручик Каховский" Гены Шпаликова. - И снова улыбнулся своей смущенной гримасой этот удивительный человек…
За месяц до моей демобилизации на "Мосфильме" запустилась картина "Урок литературы" по рассказу Виктории Токаревой "День без вранья". Сценарий написал Георгий Николаевич Данелия вместе с Викой, но в титрах осталась только ее фамилия. Данелия вроде бы сам собирался снимать, но планы его изменились, и режиссером-постановщиком стал Алексей Александрович Коренев - отец Лены Кореневой, будущей кинозвезды. Главная роль учителя литературы писалась с прицелом на меня. Но я еще состоял в солдатчине, и требовалось особое разрешение начальства. Дирекция киногруппы получила добро от полковника Антонова. Осталось заручиться согласием художественного руководства. Мы с Алексеем Александровичем разыскали на подмосковной даче Леонида Ефимовича Хейфица. Он не имел возражений, но не решился подписывать, послал к Попову. Андрей Алексеевич пребывал тем временем на курорте в Минеральных Водах. И Коренев полетел туда. Каково же было искреннее удивление Андрея Алексеевича, когда Коренев возник перед ним в санатории за тысячи километров от Москвы. Узнав к тому же, что Алексею Александровичу необходимо было в сей же день возвращаться обратно, Попов совсем растерялся:
- И вы летели из-за такой ерунды? Из-за подписи? Могли бы позвонить, да и только. Он всегда тяготился формальностями, этот удивительный человек. После афишной премьеры "Часовщика" на банкете в Доме актера Андрей Алексеевич грустил, глядя на торжество. - Вы недовольны спектаклем? - спросил я Попова. - Нет культуры пития! - ответил учитель. Он не был трезвенником, но пошлости не терпел.
Однажды на сборе труппы ведущая дама театра затеяла бурную склоку. Владимир Сошальский пытался юмором потушить костер, но не достиг цели. Скандал разрастался. Андрей Алексеевич сидел за столом президиума, обхватив голову двумя руками, затем поднялся и сдавленно прошептал на весь зал: - Вы что? Это ж театр! - И все притихли, увидев слезы в его глазах.
Началась работа над "Каховским". Я буквально не видел белого света. Бывало, с утра машина увозила на киностудию, к двенадцати или к часу доставив в театр на репетицию, потом опять на съемку, и опять в театр на спектакль. Перед началом зайдешь в ЦДСА, плюхнешься на скамейку, съешь с голодухи плитку шоколада "Золотой ярлык", который стоит комом в горле от частого употребления (зайти куда-нибудь поесть времени не хватает) и прямым ходом на пятый подъезд. Одеваться, гримироваться.
- Вам какой сапог подавать сначала? Левый или правый? Вам как привычнее? - спрашивала заботливая кoстюмерша. - Все равно, - еле поворачивается в ответ язык.
Но выйдешь на сцену - и третье дыхание открывается, взмывает, влечет по волнам эмоций, ритмов и мизансцен. И ты, как пьяный, не ведаешь, что творишь. Словно кто-то ведет тебя, выворачивает изнутри, и ты подчиняешься и смотришь со стороны на себя. Куда ведут тебя и зачем?
- Женечка, не забудь, пожалуйста, - стесняясь, напомнит Андрей Алексеевич.
А я опять ошибусь, неточно дам ему реплику, сам извинюсь, но на следующий раз снова сделаю ту же ошибку, будь она проклята! И он опять, стесняясь, напомнит, этот удивительный человек, мастер, учитель! Ни раздражения, ни упрека. И мне от этого до сих пор стыдно перед его смирением, и я не забыл, и пишу об этом.
- Если тебя плохо слышно, не кричи, говори еще тише, - посоветовал как-то Андрей Алексеевич. - Тогда все умолкнут и будут прислушиваться к тебе.
Репетиции "Каховского" тоже шли через этюды. Бесконечные, изматывающие этюды. Истерики, истерики, истерики. И хотя после "Часовщика" один рецензент писал обо мне, что я открыл новое амплуа "советского неврастеника", мне самому эта стимулируемая Хейфицем эмоциональная экзальтация никакого удовольствия не доставляла и не дарила открытий, только оскомину и усталость. Леонид Ефимович внушал исполнителям: декабристы - такие же люди, как ребята с Марьиной Рощи (известного бандитского района Москвы). Я парировал, что если уж судить по районам, то скорее с Арбата. Такие ассоциации не казались мне убедительными. Может быть, Хейфиц и хотел вернуть в день сегодняшний героев декабря 1825 года, но, на мой взгляд, искал он не там. Природа любого восстания или революции в нетерпении, в поиске быстрых, простых решений, коротких путей. В результате путь удлиняется цепью личных трагедий, и, только пройдя через общественную "заморозку", через репрессии, человек раскаивается, смиряется и возвращается к Богу, от которого отошел.
Развязка наступила внезапно. Как-то во время вредного этюда я вошел в раж и стал избивать партнера ногами за предательство общего дела. Когда пришел в себя от этого наваждения, решил - так дальше нельзя. После краткого конфликтного спора один на один Хейфиц объявил мне, что отстраняет меня от работы, заменяет вторым составом. Я объявил об уходе театра и пошел прочь. Леонид Ефимович нагнал меня, уговаривал не делать глупостей, не уходить. Он явно не рассчитывал на такую мою реакцию. Ведь под удар ставился не только выход "Каховского", но и репертуарное существование "Часовщика". Я был неуклонен. - Жизнь покажет, кто из нас прав, - сказал он мне вслед. Перед началом очередного спектакля я вошел в гримерную Андрея Алексеевича: - Вы слышали? Я ухожу. - Почему? - С Хейфицем творчески разошелся. Вы режиссурой не занимаетесь... - Дурак, - как-то медленно, отстраненно ответил Попов. - Я тебя люблю.
На сцене в тот день мой Юркевич творил бог знает что. В конце спектакля отменил все мизансцены, взял табуретку, встал на нее и сыграл весь финал, не сходя с места. Попов-Карфункель смотрел на меня с озорным восхищением. Мол: "Ишь, что творит!" Он не мешал, понимал, что, взобравшись на постамент, я не только прощался с театром Попова, но и утверждал какую-то свою, еще даже самому себе неведомую правоту. Он уважал Человека и не сгонял его с табуретки. Его философ Карфункель действительно владел временем, знал секрет…
Я закончил тогда сниматься в "Уроке литературы", ушел из театра и улетел в Крым. Сейчас я думаю - тот уход мой из театра Андрея Попова все-таки был ошибкой, но я не мог тогда поступить иначе…
Театральные работы:
Центральный театр Красной Армии:
Начальник всеобуча - «Пархоменко» Вс. Иванова (1941)
Гусар - «Давным-давно» А.К. Гладкова (1942)
Писарь наградного отдела - «Сталинградцы» Ю. Чепурина (1944)
Сильвен - «Копилка» Э. Лабиша (1945)
Феррингтон - «Опасный возраст» А. Пинеро (1946)
Журналист Слёзкин - «Степь широкая» Н.Г. Винникова (1949)
Хлестаков - «Ревизор» Н.В. Гоголя (1951)
Петруччио - «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1956)
Дзержинский - «Москва. Кремль» А.Н. Афиногенова (1956)
Григорий Гай - «Мой друг» Н. Погодина (1957)
Антифашист Росс - «Последняя остановка» Э.М. Ремарк (1957)
Костромин - «Светлый май» Л.Г. Зорина (1958)
Фёдор - «Барабанщица» А. Салынского (1959)
Гарвуд - «Внук короля» Л.Р. Шейнина (1959)
Капитан Платонов - «Океан» А. Штейна (1961)
Яков Богомолов - «Яков Богомолов» М. Горького (1962)
Лётчик Завьялов - «Свет далёкой звезды» А. Чаковского и П. Павловского (1964)
Епиходов - «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1965)
Иоанн Грозный - «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого (1966)
Фрэнк - «Влюблённый лев» Ш. Дилени (1966)
И. С. Тургенев - «Элегия» П. Павловского (1968)
Карфункель - «Часовщик и курица» И. Кочерги (1969)
Войницкий - «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1970)
Старшина Васков - «А зори здесь тихие» Б. Васильева (1971)
Тот - «Тот, кто получает пощёчины» Л.Н. Андреева (1972)
Московский художественный академический театр (МХАТ):
Галилей - «Жизнь Галилея» Б. Брехта (1975)
Лебедев - «Иванов» А.П. Чехова (1975)
Сорин - «Чайка» А П. Чехова (1975)
Лоншаков Ролан Матвеевич, первый секретарь обкома КПСС - «Обратная связь» А.И. Гельмана (1977)
Он - «Эльдорадо» А.Н. Соколовой (1978)
Кушак - «Утиная охота» А.В. Вампилова (1979)
Отец Кафки - «Отец и сын» Ф. Кафки (1981)
Постановки в Центральном театре Красной Армии:
«Солдат и Ева» Е. Борисова (1965)
«Камешки на ладони» А. Салынского (1965)
«Бранденбургские ворота» Михаила Светлова (1968)
«Ринальдо идет в бой» П. Гаринеи и С. Джованнини (1969)
«Неизвестный солдат» Анатолия Рыбакова (1971)
Фильмография:
Крупная неприятность (1930) роль: ученик
Марите (1947) роль: Николай
Мусоргский (1950) роль: Николай Андреевич Римский-Корсаков
Незабываемый 1919 год (1951) роль: Николай Неклюдов, комендант форта "Красная Горка", мятежник
Композитор Глинка (1952) роль: В.В. Стасов
Налим (короткометражный) (1953)
Вихри враждебные (1953) роль: Локкарт, дипломат-заговорщик
Шведская спичка (1954) роль: Дюковский, помощник следователя
Отелло (1955) главная роль: Яго
Дорога (1955) главная роль: Сергей Игнатьевич Байталин, профессор-геолог с мировым именем
Челкаш (короткометражный) (1956) главная роль: Челкаш
Поединок (1957) главная роль: Василий Нилович Назанский, поручик
Гуттаперчевый мальчик (1957) роль: Сергей, граф
Память сердца (1958) главная роль: Ральф Чадвик, английский военный лётчик
Мечты сбываются (1959) главная роль: Ильченко, главный инженер, а затем и руководитель стройки
Русский сувенир (1960) роль: мистер Скотт, американский миллионер, писатель
Кроткая (1960) главная роль: ростовщик, бывший штабс-капитан
Укрощение строптивой (телеспектакль) (1961) главная роль: Петручио
Монета (1962) главная роль: отец, новелла «Игра»
Все остается людям (1963) роль: Серафим Николаевич, священнослужитель
Палата (1964) главная роль: Новиков, писатель
В 26-го не стрелять (1966) роль: Ольшер
Дневные звезды (1966) роль: отец Ольги
В городе С (1966) главная роль: Антон Павлович Чехов
Седьмой спутник (1967) главная роль: Евгений Павлович Адамов, военспец
Кража (1970) роль: Александр Николаевич, скульптор
Последнее дело комиссара Берлаха (1971) главная роль: Фриц Эменбергер
Учитель пения (1972) главная роль: Соломатин Ефрем Николаевич, учитель пения
Укрощение огня (1972) роль: Николай Иванович Логунов, представитель ЦК партии
Разные люди (телеспектакль) (1973) роль: Чудаков
Повесть о человеческом сердце (1974) главная роль: Крымов Сергей Сергеевич, кардиохирург
Мир Николая Симонова (документальный) (1974)
Шаг навстречу (1975) роль: капитан, новелла "Дочь капитана"
Возвращение (телеспектакль) (1975) роль: Степан Петрович Барсуков
Фантазия (1976) роль: Ипполит Полозов
Степной король Лир (телеспектакль) (1976) главная роль: Харлов
Любовь Яровая (телеспектакль) (1977) роль: Максим Иванович Горностаев, профессор
Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977) роль: Лукомор, волшебник, Лукомор Лукоморыч
Доходное место (телеспектакль) (1977) роль: Аристарх Владимирович Вышневский
Диалог (1977)
Элегия (телеспектакль) (1978) главная роль: Иван Сергеевич Тургенев
Сватовство гусара (1979) главная роль: ростовщик Лоскутков Потап Иванович, отец Лизы
Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) роль: Захар, слуга Обломова
Этот фантастический мир. Выпуск 5 (1981) роль: Генри Уильям Филд, миллионер,
новелла "О скитаниях вечных и о Земле"
Февральский ветер (1981) роль: Данович
Иванов (телеспектакль) (1981) роль: Лебедев Павел Кириллыч, председатель земской управы
Солнечный ветер (1982) роль: Николай Николаевич Званцев, профессор, начальник биохимической лаборатории
Кафедра (1982) главная роль: профессор Завалишин
Кафедра (телеспектакль) (1982) роль: Леонид Сергеевич Гурин
Ванина Ванини (телеспектакль) (1983)
Озвучание:
Большая прогулка (Франция, Великобритания) (1966) роль: Огюстен Бюве (роль Бурвиля)
Шуточка (короткометражный) (1966) читает текст
Ференц Лист. Грезы любви (СССР-ВНР) (1970) роль: Ференц Лист
12 апреля 1918 года - 10 июня 1983 года