Народный артист СССР (1974)
Лучший актер по опросу журнала «Советский экран» (1967, 1974)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди историко-революционных фильмов (1970)
Награжден золотой медалью им. А. П. Довженко (1974, за роль в фильме «Высокое звание»)
Лауреат Государственной премии СССР (1977)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1978 год, за фильм «Судьба»)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых (1979 за фильмы «Судьба» и «Любовь земная»)
Лауреат Приза МКФ в Чехословакии (1980, за роль в фильме «Емельян Пугачев»)
Лауреат Приза «Золотая арча» за лучшую мужскую роль на МКФ в Ташкенте (1997, за роль в фильме «Любить по-русски-2»)
Кавалер двух орденов Ленина
Евгений Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Чалбасы в Херсонской области.
О своем детстве Евгений Матвеев рассказывал: «Моя мама была неграмотной, а отец - очень образованным человеком, быстро рос по служебной лестнице и нас оставил. И мама, очень гордая женщина, никому не поверяла своего горя. Только иногда она обнимала меня и плакала. Обычно говорят: «Я это впитал с молоком матери», а я со слезами матери впитал уважение к женщине».
После того, как отец Семен Матвеев бросил семью, мама Евгения - Надежда Федоровна Коваленко вернулась с Евгением в деревню, где жили ее родственники, где ее ожидал нелегкий прием, так как она жила с Семеном Матвеевым без родительского благословения. Юный Евгений Матвеев рано приобщился к крестьянскому труду, и быстро научился выполнять любую работу. Маленький Женя любил гулять по полям, слушать пение птиц, и любил петь сам, аккомпанируя себе на балалайке. За эти музыкальные пристрастия его в школе называли Женька-артист.
Учителя в местной школе заметили в Евгении склонность к обучению, перевели его из второго класса сразу в четвертый, и посоветовали Надежде Федоровне переехать в город, чтобы дать сыну образование. Мама Евгения послушалась совета, и переехала город Цюрюпинск. Там Евгений впервые увидел любительский спектакль и понял, что ему нравится театр. Тогда Евгений начал заниматься в самодеятельности, где был фокусником, танцором и певцом, а 9-м классе 17-летний Евгений бросил школу, и получив благословение матери, отправился на барже с арбузами в Херсон, где была театральная студия с профессиональной труппой. С 1939 года в херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, позже ему начали доверять небольшие роли. Одной из них была роль музыканта в спектакле «Бесталанна», в котором Евгений в такт музыки ударял в бубен, и даже не догадывался, что на него внимательно смотрел Николай Черкасов, находившейся в зале. Черкасов похвалил Матвеева, и посоветовал ему учиться в Киеве у Александра Довженко, обещая свою поддержку.
Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии, где стал учеником Александра Довженко. Но начавшаяся война разрушила все его планы. Под бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг Киева, и хотел уйти добровольцем на фронт. Но его направили на учебу в Тюменское пехотное училище, где он был отличником, и его оставили в училище в качестве преподавателя, несмотря на его многочисленные рапорты и просьбы об отправке на фронт. Молодой офицер Матвеев не только добросовестно нес службу, но и не забывал про свои актерские увлечения. На конкурсе чтецов Сибирского военного округа он занял первое место. В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, и стал актером местного драматического театра, которым руководил режиссер Д. Бархатов.
Мужественный, красивый и обаятельный Евгений Матвеев был просто создан для исполнения ролей героев. Он сыграл Ваню Земнухова в спектакле «Молодая гвардия», Боровского в спектакле «За тех, кто в море» и Черемизова в спектакле «Молодой лес». И успех не заставил себя долго ждать. За исполнение роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. А успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали в Алма-Ату, Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он по предложению жены остановил свой выбор на новосибирском «Красном факеле», который многие критики считали «сибирским МХАТом». В котором была собрана прекрасная актерская труппа. Во главе театра стояла Вера Редлих, здесь же работал строгий, требовательный режиссер и педагог Виктор Дени, и Э.М. Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь молодой актер впервые приступил к изучению системы Станиславского. Наставники Матвеева серьезно относились к творческому росту молодого актера, и стремились раскрыть его индивидуальность.
Евгений Матвеев много и успешно играл в новосибирском театре. Среди его работ тех лет были роли Джона Гармона в спектакле «Наш общий друг», Леонтьев в спектакле «Кандидат партии», Виктор Лавров в спектакле «Великая сила», Аксанич в спектакле «Константин Заслонов», Юрий Поднебесько в спектакле «Счастье», барон Фитингоф и Комиссар округа в спектакле «Незабываемый 1919-й» и Нил в «Мещанах». Но самый большой успех выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле «Вей, ветерок!» поставленном Э. Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Яна Райниса. Когда в 1951 году «Красный факел» показал этот спектакль во время гастролей в Ленинграде, Матвеев вновь получил приглашения сразу от несколько московских и ленинградских театров. Он переехал в Москву, и принял предложение старейшего коллектива страны - Малого театра, где в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме Островского «Без вины виноватые».
В Москве Евгений Матвеев продолжил шлифовать свое актерское мастерство в творческой лаборатории, созданной при Всероссийском театральном обществе учеником Станиславского Михаилом Кедровым. Вместе с молодыми актерами занятия в лаборатории посещали известные актеры и режиссеры, среди которых были Вера Марецкая, Ростислав Плятт и Николай Анненков.
За 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре Евгений Матвеев сыграл роли Звонарева в спектакле «Порт-Артур», Ярового в спектакле «Любовь Яровая», Родона в «Ярмарке тщеславия», Трофимова в спектакле «Главная роль», Столбова в спектакле «Осенние зори», Ераста в спектакле «Сердце не камень» и Освальда в «Привидениях». А в 1958 году Евгений Матвеев был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР.
Евгений Матвеев очень хотел сниматься в кино, но только к концу 1950-х годов его мечта осуществилась. Впервые в кино Евгений Матвеев снялся в тридцать три года, и его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». В 1955 году эта картина стала одним из лидеров кинопроката, собрав у экрана 30,5 миллионов зрителей.
Позже Матвеев сыграл роли в фильмах «Искатели», «Дом, в котором я живу», «Дело «Пестрых» и «Восемнадцатый год» - работы Матвеева начали следовать одна за другой и имели заслуженный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, получил первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Не хуже дела Матвеева обстояли и с работой в театре. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходили с экранов.
Одним из героев, которых мечтал сыграть актер, был Макар Нагульнов из шолоховской «Поднятой целины». Матвеева привлекали роли людей, живших на пределе физических и эмоциональных сил. И вскоре актеру представилась такая возможность. Из Ленинграда ему пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма «Поднятая целина», который ставил режиссер Александр Иванов. Правда, вначале Иванов предложил Матвееву роль Давыдова, а не Нагульнова. Но Матвеев уговорил режиссера попробовать его в роли Нагульнова, и проба произвела на съемочную группу такое сильное впечатление, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвееву нужно играть Нагульнова. Так в фильмографии артиста оказалась роль, которая стала одной из лучших работ актера, и подлинным событием в отечественном кинематографе. Евгений Матвеев рассказывал: «Всем актерам и режиссерам необходимо проходить «чистку» классикой. Проверять себя - насколько «доросли» до нее».
Сам Евгений Семенович неоднократно проходил такую проверку. Во время съемок «Поднятой целины» режиссер Михаил Швейцер пригласил Евгения Матвеева на роль князя Нехлюдова в экранизацию романа Льва Толстого «Воскресенье». Матвеев к созданию образа Нехлюдова подошел со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники Льва Толстого, буквально впитывая в себя новый образ. В повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов.
Совмещать одновременно две работы Матвееву было невероятно трудно. Ему приходилось буквально на ходу превращаться из Нагульнова в Нехлюдова и наоборот, притом, что более разных героев трудно себе представить. Матвеева спасала немыслимая работоспособность, и умение работать на пределе физических и душевных сил. В результате обе работы у Матвеева удались, и роль Нехлюдова так же принесла актеру колоссальный успех, после которого Евгений Матвеев снялся еще в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной работой стала роль сержанта-танкиста Федотова в фильме «Родная кровь» режиссера Михаила Ершова. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек, а персонаж Матвеева особенно понравился женской аудитории Советского Союза, и на актера обрушился поток писем с признаниями в любви. Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе в Аргентине, а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 году.
В 1965 году с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В городе Николаеве с его участием было организовано на местном стадионе праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному по Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке. Однако вместо тачанки Матвееву выдели неисправную телегу. Перед заездом актер, осмотрев ее, хотел отказаться от поездки, но организаторы праздника уговорили его выехать на стадион. Когда Матвеев выехал, включившиеся прожектора испугали лошадей, которые понесли, и во время поворота у телеги отвалилось колесо. Евгений Матвеев упал и получил серьезную травму позвоночника - у него были раздавлены два межпозвоночных диска и защемлен нерв. Ситуацию осложняло то, что ранее на съемках «Поднятой целины» Матвеев так же получил травму, упав с лошади.
Серьезная болезнь надолго оторвала актера от любимого дела. В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая различные способы лечения и деньги, кто-то просто выражал сочувствие. И несмотря на то, что Евгений Матвеев был прикован к постели два года, он не терял зря время, занимаясь изучением теории режиссуры. «Экраном» для будущего режиссера стал потолок, на котором он мысленно просматривал свои будущие фильмы. Матвеев не поддавался панике и унынию - он дал себе слово стать на ноги, и благодаря усилиям врачей, его силе воли и страсти к профессии болезнь отступила. После длительного лечения Матвеева, выписали, присвоив актеру третью группу инвалидности, хотя первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать. Позже Евгений Семенович рассказывал о своем здоровье: «Жизнь мне дает медицина. Серьезные взаимоотношения с ней у меня начались еще в 1962 году, когда я упал с лошади и повредил позвоночник. Ни руки, ни ноги не двигались, и для меня это был уже конец. Но меня спасли - хотя пришлось первое время ходить в корсете, на костылях… Посоветовали заняться другой профессией. Я стал режиссером. Образовалось две души… Второй раз медицина подарила мне жизнь, когда у меня вырезали раковую опухоль. Не сделай врачи операцию вовремя, я умер бы 17 лет назад. Кому я этим обязан? Врачам и медсестрам… И дело не только в их высоком профессионализме, но и в их сердечности. Особенно дорога доброта сестры, санитарки. Казалось бы, что ей, вытерла пыль - и ушла. Нет, она зайдет, спросит: может, тебе подушку поправить? Может, чем-нибудь помочь? Вот в этих мелочах звучит красота человеческая. Может быть, эта красота больше спасает, чем лекарства».
Режиссерским дебютом Матвеева стал фильм «Цыган», поставленный в 1967 году по повести Анатолия Калинина. Роль Клавдии Матвеев доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам. Евгений Матвеев рассказывал: «Мне уже давно хотелось экранизировать это произведение, дать ему жизнь. Я двигался тогда еще очень плохо после травмы, ходил в специальном корсете. Стали думать о том, кто должен сыграть Будулая. Никак не могли подобрать актера. На мой взгляд, Будулай - это просто совершенство красоты человеческой. Тем более что это цыган и герой войны. Как-то случилось, что приехала актриса на пробу, а актер не приехал. И я решил подыграть ей. А потом, когда показывали пробы художественному совету, мне кто-то сказал: Ну, что ты мучаешься? Сам сыграй. А актер ведь - это существо, жадное невыносимо - жадное до работы. Я не знаю другой такой профессии, в которой можно было бы так страдать от безделья. Поэт может сесть за стол и написать впрок, живописец - нарисовать картину и повесить ее на стенку. А актер может только сейчас, сию минуту. И ему нужен зритель. Обязательно. Как сказал кто-то из великих: Актер в стол трудиться не может. И я сыграл Будулая… Вот так у меня образовалось две души - актер и режиссер. И обе одинаково болят. И я не могу сейчас расстаться с этим. Если я ставлю картину, значит, год, а то и два я актерством не занимаюсь; значит, теряю профессию. Сейчас мне невыносимо представить себе, как бы это я ставил картину и не играл в ней. Как говорят в спорте, я - играющий тренер».
Первая картина начинающего режиссера вызвала разноречивые отклики, но по итогам опроса журнала «Советский экран» именно Матвеев и Хитяева были назвали лучшими актерами 1967 года. С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр, полностью переключившись на работу в кино. И вскоре последовали другие режиссерские работы Матвеева - «Почтовый роман», «Смертный враг», «Особо важное задание», «Бешеные деньги», «Победа», «Судьба» и «Чаша терпения». Так же он поставил фильм «Любовь земная», и сыграл в ней главную роль вместе с Ольгой Остроумовой. Которая сыграла в фильме постельную сцену с Матвеевым. «Я долго думал, как быть, чтобы Оля не чувствовала себя скованной, - рассказывал Матвеев. - Положил ее в постель, накрыл лоскутным одеялом, а сам лег сверху одеяла. Только сняли, Оля поднимается и говорит: «Ну, вы даете, Евгений Семенович. Вы бы еще ватные штаны надели!..»
Режиссеру снова сопутствовал успех. Картина «Любовь земная» вышедшая в прокат в 1975 году, собрала на сеансах около 51 миллиона зрителей, а картина «Судьба» в 1978 году собрала почти 58 миллионов.
Кроме того, Матвеев по-прежнему много снимался у других режиссеров. Он сыграл директора завода в «Укрощении огня», Добротина в «Сибирячке», Гулявина в «Ярости», Ярцева в фильме «И был вечер, и было утро», Арсения в «Смертном враге», секретаря обкома в фильме «Фронт за линией фронта и «Фронт в тылу врага».
Так же он сыграл роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Это случилось в 1975 году. И узнал он о том, что назначен на эту роль, случайно - в буфете «Мосфильма». К нему подошел режиссер Юрий Озеров и сказал: «Ну, брат, поздравляю!» - «С чем?» - удивился Матвеев. «Тебя утвердили на роль Брежнева в моем фильме…» С этими словами Озеров ушел, оставив размышлять ошарашенного артиста. Матвеев решил отказаться от роли и пошел к генеральному директору «Мосфильма» Николаю Сизову: «Не могу играть эту роль». Тот помолчал и сказал: «Надо». - «Да как же я его играть буду, когда я ничего не знаю про него. Характер, привычки…» - Сизов ответил: «Смотри телевизор». Через некоторое время Матвеева вызвал на беседу тогдашний председатель Госкино Филипп Ермаш. Матвеев спросил: «А как же быть с «г»?» - «Какое еще «г»?» - удивился Ермаш. «Ну, Брежнев звук «г» произносит на украинский манер…» - «Это ничего. Ленин вообще картавил, и ничего…» - «Ленин не слышит, как его дразнят, а вот Брежнев…» - «Хорошо», - согласился Ермаш и набрал номер приемной генсека: «Тут Матвеев у меня, артист, надо его принять, обсудить кое-что…» Прощаясь, Ермаш сказал Матвееву: «Все роли в фильме «Солдаты свободы» утверждал лично Суслов! Так что пути к отступлению нет».
Вскоре после исполнения роли Брежнева Матвеев стал секретарем Союза кинематографистов. Это было еще одним признанием его заслуг перед отечественным кинематографом. А их на тот момент накопилось немало. Зрители неоднократно называли Матвеева лучшим актером года, а его картина «Почтовый роман» получила приз IV Всесоюзного кинофестиваля как лучший историко-революционный фильм. Дилогия «Любовь земная» и «Судьба» принесли Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а после исполнения главной роли в дилогии «Высокое звание» он стал обладателем золотой медали имени Александра Довженко. За роль Пугачева в фильме «Емельян Пугачев» Матвеева признали лучшим исполнителем мужской роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии. Фильм «Победа» получил специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале, и Евгений Матвеев так же был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.
Одной из важных составляющих творческой жизни Евгения Матвеева, помимо всего прочего была педагогическая деятельность. В течение нескольких лет он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии и руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считал начальный этап, стадию первых упражнений и несложных этюдов, и несмотря на огромную занятость, все занятия проводил сам. Он учил своих студентов главному закону актерского искусства - внутреннему, целенаправленному, точному действию, через которое можно выразить задачу образа, индивидуальность персонажа и жанр произведения. Он не переставал напоминать своим ученикам, что творческая жизнь актера трудна, что профессия актера - это профессия увлеченных людей: «Мы с вами - чувство, солнце, слово, листья... Бриллиант в золотой оправе - вот что такое актер...». Он часто проводил творческие встречи со зрителями, и относился к этому очень ответственно. Он ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, и особенно любил слушать зрителей и отвечать на их вопросы. Но наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от должности секретаря Союза кинематографистов, что стало для Матвеева большим ударом. По его признанию, он даже одно время хотел покончить с собой, но рядом была семья, и он смирился с наступившими в стране изменениями. Евгений Матвеев рассказывал: «Потеряли где-то мы связь со зрителем. А она должна быть. Сейчас уже почему-то зрители не пишут, а раньше мешками письма приходили. Я считаю, что зрителю нельзя лгать - с ним надо говорить по-человечески, просто. Конечно, я понимаю, искусство должно развиваться, должно экспериментировать. Но кто-то же должен по-человечески говорить с народом! Человек же дышит: вдох, остановка, выдох. Это его естественное физиологическое существование. Современное же кино заставляет его дышать шизофренически - он задыхается на четверти фильма, дальше он уже ничего не видит. Вот попросите хоть одного человека пересказать сюжет какого-то сериала - никто не расскажет! Все перепуталось, все об одном и том же! А вот если вспомнить героев Нонны Мордюковой, Славы Тихонова, Миши Ульянова - судьбы! И народ про эти фильмы расскажет. В них он видит себя и благодарит, что с ним говорят на его языке. А в современных сериалах - не герои, а персонажи».
В конце 80-х Матвеев снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь сыграл он и Ольга Остроумова. На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и завоевала приз зрительских симпатий. Евгений Матвеев рассказывал: «Для меня женщина - это святое. Возьмите любую из моих картин - вы не увидите пренебрежительного отношения к женщине. Мое отношение таково еще потому, что с детства я познал, что такое слеза женщины… Женщина несет на своих плечах не только семью, но и само государство. Во время войны я видел образцы беспримерного героизма женщины. Они никогда не выходят у меня из головы. Я сажусь за сценарий, начинаю работать, и из памяти выплывают эти эпизоды, окружают меня. Здесь нет пошлости, нет цинизма, есть только одно боготворение. Я боготворю женщину. Да если бы не наши женщины, войну бы мы никогда не выиграли! Потому что женщины спускались в шахты, добывали уголь, стояли у станков по 16 часов в день… Вот почему в моих картинах женщина достойна того, чтобы иной раз перекреститься на нее. Вот почему я стремился показать красоту женщины. А красота не зависит от того, есть греческий профиль или нет, она - в душе».
Андрон Кончаловский в своих воспоминаниях писал: «Кино в России должны снимать такие, как Женя Матвеев. Тогда кино будет быстро развиваться. Это будет национальное кино. Молодые таланты сразу помудреют. Если бы Гайдай и Матвеев родились в Америке или Индии, у них давно были бы дворцы и виллы, миллионы на банковских счетах...» Но Матвеев жил в Москве в достаточно скромном районе недалеко от Мосфильма. И его быт мало напоминал жизнь современных кинозвезд. Хотя Матвеев до последних дней жизни оставался импозантным и удивительно галантным мужчиной, в жизни он всегда примерным семьянином, и всю жизнь был женат на единственной женщине - Лидии Алексеевне Матвеевой, бывшей певице, служившей в Большом театре. Беззаветность и преданность супруги помогли Евгению Семеновичу пережить все трудности в жизни, в творчестве и воспитать двоих детей и троих внуков.
В середине 90-х отечественные экраны захлестнула волна американских боевиков, а российское кино оказалось никому не нужно. Но Евгений Матвеев сумел снять еще несколько картин. В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Картина была снята искренне и открыто, и понравилась российскому зрителю. Со всех концов страны шли письма с благодарностями от зрителей и деньгами. Российские пенсионеры присылали свои сбережения с просьбой снять продолжение картины. Евгений Матвеев рассказывал: «Фильм «Любить по-русски» - явление феноменальное. Съемки были очень трудными, бюджет - просто мизерный. Но мы получили такой зрительский отклик, что пришлось снимать продолжение. Мы просто попали в нишу, которая сейчас не заполнена. Никто сейчас не занимается темой простого человека. А мне очень близка крестьянская тематика. Я до боли знаю жизнь простого человека, от которого не зависит государство, но который все держит на своих плечах. А успех был, я думаю, потому что мы делали все искренне. Та же искренность, например, и в фильме «Родная кровь». Когда мы его возили по миру, ревели все - и желтые, и черные…»
В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина так же понравилась зрителям, как и первая. В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски». «Мое кино - прямолинейное, - говорил Евгений Семенович. - Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки - вот, что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь». За роль в фильме «Любить по-русски» Матвеев был удостоен приза за лучшую мужскую роль на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки, но, к сожалению, «Любить по-русски» была последний работой в кино Евгения Матвеева.
5 мая 2003 года Евгения Семеновича срочно госпитализировали в Центральную клиническую больницу, после того, как он плохо себя почувствовал на даче. Близкие решили, что у него приступ хронического бронхита. Дочь Матвеева - Светлана, рассказывала: «Врачи мне сказали, что у папы рак легких. Четвертая стадия. Врачи изумились - как мы могли этого не знать?! Оказывается, ему этот диагноз поставили еще в 99-м году. Нам они ничего об этом не сказали. Он, как конь, бегал по разным мероприятиям до последнего. От онкологии не лечился. Это такая нелепость! Нам не хватило одного-двух дней. Мы достали ему лекарство - отечественный препарат, которым лечили жену папиного друга. Она шесть лет живет. Вы не представляете, как нам сейчас тяжело...»
1 июня 2003 года Евгений Матвеев скончался. Рядом с ним была вся его семья.
Евгений Матвеев похоронен на Новодевичьем кладбище.
Использованные материалы:
Материалы сайта
www.biograph.ru Материалы сайта
www.rusactors.ru Материалы сайта
www.peoples.ru Интервью с Евгением Матвеевым, авторы Е. Глуховцев и Р. Вивчаренко
Текст статьи «Евгений Матвеев: Самый народный народный», автор И.Исаева
Текст статьи «Он хотел вернуть человека к его корням», автор А.Баринов
Фильмография:
1955 Доброе утро
1955 Дорога
1956 Искатели
1957 Дом, в котором я живу
1958 Восемнадцатый год
1958 Дело «Пестрых»
1959 Жеребенок
1959-60 Поднятая целина
1960-61 Воскресение
1963 Родная кровь
1964 Мать и мачеха
1965 Первая Бастилия
1967 Цыган - автор сценария, режиссер, актер
1968 Крах («Операция против Савинкова»)
1969 Почтовый роман - режиссер, актер
1970 Сохранившие огонь
1970 Спорт, спорт, спорт
1971 И был вечер, и было утро...
1971 Смертный враг - актер, режиссер, автор сценария
1972 Сибирячка
1972 Укрощение огня
1973-1974 Высокое звание
1974 Любовь земная - режиссер, автор сценария, актер
1977 Солдаты свободы
1977 Судьба - актер, режиссер, автор сценария
1977 Фронт за линией фронта
1978 Емельян Пугачев («Невольники свободы», «Кровью омытая»)
1980 Особо важное задание - режиссер, актер
1981 Бешеные деньги - режиссер, автор сценария
1981 Фронт в тылу врага
1984 Победа - режиссер, автор сценария, актер
1986 Время сыновей - актер, режиссер
1986 Завещание
1988 Отцы
1989 Чаша терпения - актер, режиссер
1990 Место убийцы вакантно...
1991 Клан
1992 Доброй ночи!
1995 Любить по-русски - актер, режиссер
1996 Любить по-русски - 2 - режиссер, актер
1999 Любить по-русски - 3. Губернатор - режиссер, актер
8 марта 1922 года - 1 июня 2003 года