КОШЕВЕРОВА Надежда Николаевна

Dec 07, 2010 21:04




Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966)



Надежда Кошеверова родилась 10 (23) сентября 1902 года в Петербурге.   

Надежда с детства интересовалась кукольным театром. В 1923 году она окончила актерскую школу при петроградском театре «Вольная комедия», и после ее окончания играла с 1925-го по 1927 год в Ленинградском театре Сатиры. Одновременно с работой в театре с 1925-го по 1928-й годы Надежда Кошеверова училась в киномастерской Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС), а с 1928 года устроилась на работу на киностудии «Ленфильм». О своей работе в кино Надежда Николаевна рассказывала: «Кинематограф подобен кукольному театру - над созданием фильма трудится много человек, а зритель видит только то, что ему положено видеть».

Работу на «Ленфильме» Кошеверова начала в качестве ассистента режиссера, и приняла участие в создании двух фильмов из трилогии о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга - «Возвращение Максима», снятого в 1937 году и «Выборгская сторона», снятого в 1938 году. Позже она некоторое время занималась киномонтажом.

Первая, к сожалению - не сохранившаяся картина, снятая Кошеверовой в 1937 году, называлась «Однажды осенью», и была экранизацией рассказа Максима Горького.

Когда Кошеверова начала свою работу на «Ленфильме», определение «женщина-режиссер» там звучало почти как анекдот, и не было распространенным явлением в советском кино. Но Кошеверова тщательно вырабатывала мужской характер и всегда очень упорно добилась желаемых результатов. На съемках она была предельно жесткой, несмотря на то, что ставила позже преимущественно комедии. При этом, знавшие ее отмечали, что в жизни и в быту у нее почти отсутствовало чувство юмора. Погрузившись в ленфильмовский мир, она вынуждена была принять правила игры и сама окружила себя массой условностей.

Следующая картина, снятая Кошеверовой в 1939 году, была лирической комедией под названием «Аринка».



Фильм рассказывал о семье железнодорожников, вышел на экраны СССР в марте 1940 года, и вошел в число лидеров проката этого года. Его посмотрели почти 23 миллиона зрителей. До начала войны Кошеверова успела снять еще одну картину. Фильм назывался «Галя» и в нем шло повествование о финской войне. Картина не была допущена к показу, и это стало одной из причин перехода Кошеверовой в детское кино.

Первой сказкой Кошеверовой стал фильм-опера «Черевички», снятый в 1944 году по одноименной опере Чайковского, причем Кошеверова сама была автором сценария. На этой работе Кошеверова впервые встретилась с Михаилом Шапиро - невероятно изобретательным режиссером, прекрасно чувствовавшим музыку. В труднейшие военные годы Кошеверова и Шапиро стали прекрасным режиссерским дуэтом, работавшим на студии ЦОКС в Алма-Ате.

После окончания войны Надежда Кошеверова продолжила создавать сказки, и ее очередная картина вошла в сокровищницу отечественного кинематографа. В 1947 году на экраны СССР вышел замечательный фильм-сказка «Золушка», поставленный Кошеверовой совместно с Шапиро. Но заниматься созданием детского кино в те годы было непросто. Раньше Кошеверовой начали снимать фильмы для детей режиссеры Птушко и Роу, и было это в непростые для сказок времена.

Роу после снятой им сказки «По щучьему велению» начальством было указано, что его перевод устного народного творчества в кино слишком легковесен. И режиссеру приходилось добавлять немало патетики в следующие снятые им картины «Василиса» и «Кащей Бессмертный». Но даже после триумфа «Кащея» в 1945 году, режиссеру запретили снимать шварцевского «Царя Водокрута». Хотя эту картину, нужно отметить, Роу позже все-таки снял, называлась она «Марья-искусница», и вышла на экраны в 1959 году.

Птушко так же не давали снимать сказки до 1952 года даже после триумфа в Каннах его картины «Каменный цветок» и вручения Государственной премии в 1947 году. На экран после войны из сказок вышла только «Золушка» Кошеверовой.



В 1944 году, когда Ленфильм вернулся из эвакуации, Надежда Николаевна встретила свою хорошую довоенную знакомую актрису Янину Жеймо в холодном нетопленом  коридоре киностудии. Янина была грустна и подавлена - ее бросил муж. Кошеверова ей предложила: «Мы должны снять с тобой Золушку!» И режиссер сдержала свое обещание, вплоть до того, что уговорила Шварца написать драматический вариант «Золушки».

Кошеверовой стоило немалого труда уговорить руководство киностудии снять в главной роли девочки 38-летнюю Янину Жеймо. По сценарию Золушке должно было быть 16 лет, тем не менее, режиссеры не планировали искать другую актрису. Злые языки обзывали Жеймо карлицей, начальство режиссерам отправляло на просмотр юных балерин, но Кошеверова никаким уговорам не поддавалась: «Нам нужна не расцветающая сексуальность, как средство жизненного успеха,  а доброта, детская непосредственность и невинность. А это никто не сможет сыграть лучше, чем Янина Жеймо. Даже в 37 лет».



Фильм, снятый по сценарию Шварца, оказался единственной советской киносказкой того времени, лишенной социального подтекста. Главными положительными героями, кроме самой Золушки, были Король и Принц - первые положительные августейшие особы на советском экране. Кошеверова и Шапиро первыми из кинематографистов поняли, что дети воспринимают, прежде всего - форму, а потом - содержание. А по форме фильм «Золушка» выглядел совершенно революционно. Режиссеры много внимания уделили декоративному оформлению, ставшему позже в 1960-е годы практически нормой. Но в 1947 году это новшество выглядело сенсационно. Художником фильма был муж Кошеверовой - Николай Акимов, и он прекрасно справился с поставленной режиссерами задачей. Не менее важную роль, играл блистательный текст Евгения Шварца.



Кошеверовой и Шапиро удалось собрать прекрасный творческий коллектив - Янина Жеймо (Золушка), Алексей Консовский (Принц), Эраст Гарин (Король), Фаина Раневская (Мачеха), Василий Меркурьев (Лесник), Варвара Мясникова (Фея), ленинградский школьник Игорь Клименков (маленький Паж), Сергей Филиппов… Герои фильма - особенно Мачеха в исполнении Раневской, с ее комическими репризами, пополнили галерею самых памятных персонажей отечественного кино. А Эраст Гарин считал роль Короля в «Золушка» одной из лучших своих ролей.



Евгений Шварц никогда не допускал изменений в тексте и импровизации актеров на съемочной площадке. Но Фаине Раневской позволил добавить что-нибудь от себя. Любое появление Фаины Раневской или Эраста Гарина на съемочной площадке превращалось в импровизированный театр безо всяких сценариев.

Фаина Раневская вспоминала: «...Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья - это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!» Несмотря на талант Раневской, Кошеверова вырезала из фильма один из эпизодов с участием актрисы. В нем хрустальный башмачок приходился по ноге дочери Мачехи. Раневская громко командовала капралу: «За мной!» И тут же запевала: «Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка! Канареечка жалобно поет!» - и маршировала во дворец. Кошеверова решила, что это лишнее. А Фаина Раневская неистовствовала: «Можно подумать, что мне приходилось в кино часто петь!»



Фильм вышел на экраны в 1947 году, и эта сказка была настоящим лекарством от страха и голода. Остается загадкой - как сняли этот фильм с пышным реквизитом, костюмами в послевоенном Ленинграде, где почти не осталось мебели и даже тряпок, сожженных в блокаду. Хрустальные башмачки и платье, по свидетельствам очевидцев, ткались буквально из воздуха.

В 2009 году фильм «Золушка» прошел полную реставрацию, так как сохранившаяся пленка 1947 года находилась в плачевном состоянии. По заказу Первого канала был сделан ремастеринг звука, полная реставрация и колоризация изображения. В кинофонде теперь хранятся два варианта фильма - отреставрированный черно-белый и цветной.



После выхода «Золушки» Кошеверову отлучили от создания сказок на 15 лет, до ближайшей оттепели. В 1954 году Кошеверова сняла совместно с А.Ивановским эксцентрическую комедию «Укротительница тигров». Фильм стал одним из лидеров проката и открыл зрителю новую талантливую актрису - Людмилу Касаткину. По воспоминаниям Касаткиной, сначала на съемках «Укротительницы тигров» и речи о том, что она войдет в клетку с тиграми - не было. Но, спустя 8 месяцев съемок, Кошеверова сказала, что хочет непременно видеть лицо актрисы рядом с тигриной мордой. И Касаткиной пришлось  заниматься изучением поведения тигров, работать под руководством опытного дрессировщика Эдера. Съемки с тиграми проходили тяжело, Касаткина иногда сама не помнила, как успевала выбраться из клетки, а Эдеру приходилось буквально вырывать ее из вольера.



В 1956 году Кошеверова сняла мелодраму «Медовый месяц» и в 1958 году - комедию «Шофер поневоле». А в 1960 году Кошеверова продолжила свой опыт режиссера-комедиографа фильмом «Осторожно, бабушка!» с Фаиной Раневской в главной роли.



В 1963 году Кошеверова снова вернулась к жанру сказки. В компании с Шапиро ей была снята картина «Каин XVIII» по сценарию Николая Эрдмана. Фильм был непростым жанровым сочетанием сказки и политического памфлета на основе сказки Евгения Шварца «Два друга». В картине играл прекрасный актерский состав  - Эраст Гарин, Михаил Жаров, Рина Зеленая и многие другие известные артисты, сценарий переделывался много раз, чтобы избежать излишне строгой цензуры. Однако беда, как всегда, пришла оттуда, откуда никто не ждал. На премьерный просмотр случайно попал Хрущев. Всю сатиру Шварца и Эрдмана про королей и их министров генсек проспал, зато обратил внимание на эпизод, где молодые ткачи переодеваются в женские платья, чтобы попасть в покои принцессы. Никита Сергеевич обнаружил неполиткорректность: «Что?! П..дерасы? Фурцева, б..., п..дерасов поддерживает? Всех уволить!» Екатерина Фурцева рыдала: ее, министра культуры СССР, обозвали б...! Кошеверову и всю группу «Каина» уволили. Фильм  показали в прокате ограниченным тиражом копий.



В 1965 году Кошеверова еще раз обратилась к теме цирка в комедии «Сегодня новый аттракцион». В этой ленте свою последнюю роль в кино сыграла Фаина Раневская.

А потом Кошеверова решила снять «Старую, старую сказку», в которой сыграл Олег Даль, и появилась на экране никому не известная Марина Неелова. Даль звал Кошеверову Куросавочкой и позже никогда не отказывался сниматься в ее сказках.



Театрализованная фантазия «Старая, старая сказка», поставленная в 1968 году на темы Андерсена, была интересна и взрослым, и детям. Одна из героинь фильма актриса Вера Титова вспоминала: «На роль ведьмы, заколдовавшей принцессу, Надежда Николаевна меня даже не рассматривала, думала: либо Пельтцер сыграет, либо Миронова. Но звонит как-то, говорит: «Верочка, приходи на студию, подыграть нужно, актер приехал пробоваться на роль солдатика - Саша Збруев». Ну, думаю, хорошо. Закончили съемку, разошлись. Я уезжаю сниматься в Ригу, живу там в престижной гостинице, и вот представьте себе: как-то входит ко мне горничная - лицо насмерть перепуганное. «Что случилось?» - интересуюсь. Протягивает мне телеграмму, читаю: «Поздравляю, ты - ведьма. Кошеверова». Так эта горничная ушла и больше ко мне не приходила. Представляете?»

В фильме «Старая, старая сказка» Кошеверова, задолго до Марка Захарова, использовала современную фактуру диалога для сказочной истории. «Разменять королевство с доплатой» - говорит Король Владимира Этуша, предвосхищая осовремененных монархов Евгения Леонова и Леонида Броневого в «Обыкновенном чуде» и «Мюнхгаузене». Именно Кошеверова предложила попробовать Козинцеву на роль Шута в «Кроле Лире» Олега Ивановича. На съемках «Короля Лира» Олег познакомился со своей будущей женой Елизаветой Апраксиной (Эйхенбаум)... В судьбе Даля Кошеверова сыграла очень значительную роль.



Михаил Боярский рассказывал: «Надежда Николаевна сама была как из сказки. Или из XIX века. Всегда в длинных платьях, кофтах, от которых веяло стариной и уютом, по-старомодному вежливая и трогательная. На съемочной площадке не ругалась. Актеры от нее не то, что мата, даже литературного ругательства не слышали. Конечно, причин для беспокойства у нее было меньше, чем у других: на сказки, да еще такому мастеру, всегда охотно выделяли деньги».

После «Старой, старой сказки» Кошеверова снимала только фильмы-сказки. В 1972 году она сняла музыкальную сказку «Тень» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной по мотивам сказки Андерсена. В фильме снова снялись Олег Даль и Марина Неелова.



А так же Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Сергей Филиппов и Георгий Вицин.



В 1974 году на экраны страны вышла музыкальная сказка-комедия по мотивам русского фольклора «Царевич Проша» с участием Валерия Золотухина, Валерия Носика, Татьяны Пельтцер, Сергея Филиппова и Георгия Вицина. А потом - еще две сказки: «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и «Соловей».



В 1982 году Кошеверова сняла картину «Ослиная шкура» по мотивам сказок Шарля Перро. Эта картина стала призером 1-го кинофестиваля «Сказка» в Киеве.

В 1984 году фильмография Кошеверовой пополнилась картиной «И вот пришел Бумбо», которая была экранизацией рассказа Куприна «Девочка и Слон». Фильм содержал кукольные сцены, смонтированные параллельно со сценами реальной действительности. Дневная жизнь девочки Саши перемежевывалась фантасмагоричными "полуночными светскими раутами" - коллекция куколок-барышень обсуждала поведение и настроение хозяйки. Когда Сашенька заболела, врачи не могли поставить диагноз. Но студент-медик Костя, рассказал девочке о слоне Бумбо - и она захотела, чтобы слон пришел к ней. И в этом фильме Кошеверовой играл блестящий актерский ансамбль - Олег Басилашвили, Валерий Золотухин, Татьяна Пельтцер, Светлана Немоляева, Зиновий Гердт и Сергей Филиппов.

Свою творческую биографию Кошеверова завершила в 1987 году фильмом-сказкой по сценарию М.Вольпина и В.Фрида «Сказка про влюбленного маляра» о приключениях маляра Макара.

Надежда Кошеверова поставила более 20 кинофильмов, многие из которых вошли в сокровищницу отечественного кинематографа. Надежда Кошеверова, один из лучших отечественных кинорежиссеров-сказочников.

Вторым мужем Надежды Кошеверовой был известный советский оператор-постановщик Андрей Москвин. У них в браке родился сын Николай.

Надежда Николаевна Кошеверова умерла в Москве 22 февраля 1989 года. Похоронена она на кладбище в поселке Комарово под Ленинградом. Там и находится ее скромная могила без надгробного памятника. Рядом в 1995 году похоронили ее сына Николая Москвина.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.funeral-spb.narod.ru

Авторский журнал Галины Ухорской

Материалы сайта www.lenta.ru

Фильмография

Режиссер  
  • 1937 Однажды осенью (СССР)
  • 1939 Аринка (СССР) совм. с Ю. Музыкантом
  • 1940 Галя (среднеметражный, СССР)
  • 1944 Черевички (фильм-опера, СССР) совм. с М. Шапиро
  • 1947 Золушка (СССР) совм. с М. Шапиро
  • 1953 Весна в Москве (СССР) совм. с И. Хейфицем
  • 1954 Тени (СССР) совм. с Н. Акимовым
  • 1954 Укротительница тигров (СССР) совм. с А. Ивановским
  • 1956 Медовый месяц (СССР)
  • 1958 Шофер поневоле (СССР)
  • 1960 Осторожно, бабушка! (СССР)
  • 1963 Каин ХVIII (СССР) совм. с М. Шапиро
  • 1965 Сегодня - новый аттракцион (СССР)
  • 1968 Старая, старая сказка (СССР)
  • 1971 Тень (СССР)
  • 1974 Царевич Проша (СССР)
  • 1976 Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (СССР)
  • 1979 Соловей (СССР)
  • 1982 Ослиная шкура (СССР)
  • 1984 И вот пришел Бумбо… (СССР)
  • 1987 Сказка про влюбленного маляра (СССР)


Сценарист  
  • 1944 Черевички (фильм-опера, СССР) автор сценария совм. с М. Шапиро
  • 1953 Весна в Москве (СССР) автор сценария




23 сентября 1902 - 22 февраля 1989 года

режиссеры

Previous post Next post
Up