Плавание обреченных

Aug 14, 2010 00:57

Это история печально знаменитого плавания на корабле "Сент-Луис". История о людях, которым чудом удалось спастись от нацистского преследования. История о том, как юридически точное исполнение законов может вывернуть наизнанку все  мыслимые представления о человечности.



Предыстория
После событий Хрустальной ночи (начало ноября 1938 года) немецким евреям стало очевидно, что из Германии необходимо уезжать как можно быстрее. Одна из немногих оставшихся возможностей - эмиграция в Соединенные Штаты Америки, но и она была ограничена ежегодными иммиграционными квотами. Люди записывались в так называемый лист ожидания и выезжали в США только по мере подхода очереди. В условиях гитлеровского режима дожидаться в течение нескольких лет или даже месяцев разрешения на выезд было равносильно гибели.



В мае 1939 года около девятисот немецких евреев приобрели билеты на корабль «Сент-Луис», следующий рейсом на Кубу, вместе с разрешением на временное проживание - с тем, чтобы уже в безопасности на Кубе дождаться своей очереди на получение американской визы.

Билет стоил дорого, и многие семьи могли отправить за границу только кого-то одного - с тем, чтобы по прибытии он попытался забрать из Германии и всех остальных. Некоторые евреи попали на корабль прямо из концентрационных лагерей, откуда их чудом удалось выкупить родственникам.

Политическая обстановка на Кубе и в Америке
Кубинская экономика в 1939 году находилась в состоянии депрессии, рабочих мест не хватало; в этих условиях ксенофобские и антисемитские настроения у кубинцев нарастали как под влиянием германских агентов, так и благодаря деятельности Кубинской нацистской партии. В частности, 8 мая 1939 года в Гаване была организована массовая антисемитская демонстрация, в которой участвовали около 40 тысяч человек.

Несмотря на эту обстановку, Мануэль Бенитес, руководитель кубинского иммиграционного управления, воспользовавшись лазейкой в законе об иммиграции, втридорога продал пассажирам «Сент-Луиса» обычные туристические визы, а не разрешения для постоянного проживания, что позволило ему повысить свое благосостояние на сумму свыше полумиллиона долларов. На момент отправления «Сент-Луиса» из Германии никакой законной силы эти визы уже не имели, так как кубинский президент Федерико Ларедо Брю, прослышав о махинациях Бенитеса, принял поправку к закону, устраняющую эту лазейку. Но ни судовая команда, ни пассажиры не имели ни малейшего представления о том, что они отправляются на Кубу с документами, утратившими силу еще до начала плавания.

В Америке в это время все еще ощущались последствия Великой депрессии, в частности, очень силен был страх потерять работу. Несмотря на то, что американцы знали о происходящем в Европе, они придерживались той точки зрения, что иммиграцию необходимо ограничить. Теоретически президент Франклин Рузвельт мог увеличить иммиграционные квоты, но подобный законопроект встретил бы яростное сопротивление Конгресса, и президент предпочел не делать этого.

Отправление из Гамбурга и плавание через Атлантику
13 мая 1939 года «Сент-Луис» отправился из Гамбурга на Кубу с 930-ю еврейскими беженцами на борту. Капитан судна Густав Шредер еще перед началом плавания собрал более 200 членов команды и предупредил их о том, что они должны обращаться с беженцами достойно - точно так же, как с любыми другими пассажирами обычного круизного рейса. Не все члены команды разделяли взгляды капитана, но Шредер, хоть и был немцем нееврейского происхождения, был настроен против нацистов и требовал уважения к пассажирам.


После лишений и унижений, выпавших на их долю, путешествие на роскошном круизном лайнере казалось беженцам настоящим раем: пассажиры веселились на палубе, досыта ели и пили вино, танцевали под звуки оркестра и смотрели кинофильмы. И самое главное, находились в полной безопасности.

Но во время самого путешествия как из Гамбургского пароходства, так и из Кубы стали приходить тревожные телеграммы противоречивого содержания, общий смысл которых заключался в том, что возможность высадки пассажиров на Кубе всерьез ставится под сомнение.

Накануне прибытия в Гавану Шредер получил телеграмму от кубинского представителя пароходства, в которой содержалось требование, чтобы «Сент-Луис» не подходил к причалу, а встал на рейде гаванского порта.

Стоянка на Кубе
27 мая 1939 года «Сент-Луис» бросил якорь на гаванском рейде. Ни один из пассажиров не получил разрешения сойти на берег. Тревожные настроения среди беженцев возрастали, и, не выдержав неизвестности, один из пассажиров вскрыл себе вены и бросился за борт. Его спасли и увезли на карете скорой помощи; по иронии судьбы этот человек стал одним из немногих беженцев, кому впоследствии удалось остаться на Кубе: шестеро пассажиров «Сент-Луиса» не были евреями и отправились на Кубу по своим делам, еще 22 пассажира еврейского происхождения имели при себе действующие кубинские визы и паспорта.

Корабль простоял на рейде 4 дня. В течение этого времени происходили интенсивные переговоры, в которых участвовали президент Брю, Бенитес, кубинское правительство, представители пароходства и американского Джойнта. Сумма, которую требовали кубинские власти только за предоставление пассажирам «Сент-Луиса» возможности сойти на берег (около 0,5 миллиона долларов), была непосильной как для Джойнта, так и для пароходства. Президент не желал идти ни на какие уступки и в конце концов прервал переговоры.

1 июня 1939 года капитан «Сент-Луиса» получил приказ покинуть территориальные воды Кубы, в противном случае корабль был бы атакован силами кубинского военного флота. Вплоть до 6 июня «Сент-Луис» кружил вблизи кубинских берегов, надеясь на то, что президент Кубы все-таки переменит решение. Но тот оставался непреклонен, а Соединенные Штаты однозначно дали понять, что не собираются увеличивать ранее установленную квоту на иммигрантов. Капитану не оставалось иного выбора, кроме как направить корабль обратно в Гамбург.

Формально как кубинская сторона, так и американская действовали юридически правильно, в точности исполняя принятые в этих странах законы, - за исключением одного «но»: отказывая еврейским беженцам в приеме, они отлично знали, что обрекают их на гибель.

Обратный рейс
6 июня 1939 года «Сент-Луис» отправился в обратный путь. Положение на корабле было отчаянным: от надежды на новую свободную жизнь осталось одно-единственное желание - избежать немедленной гибели по возвращении в Германию.



Только в самый последний момент Джойнту все-таки удалось добиться, чтобы пассажирам «Сент-Луиса» было разрешено сойти на берег в других европейских странах: 287 человек согласилась принять Великобритания, 224 - Франция, 214 - Бельгия и 181 - Голландия.

17 июня «Сент-Луис» пришвартовался в Антверпене, где на берег сошли те, кого приняли Бельгия и Голландия, затем корабль высадил пассажиров во Франции и Англии. Кому-то из беженцев удалось устроиться у родственников или друзей, большую часть людей разместили в лагерях при специальных центрах помощи, проживание в которых финансировалось Джойнтом. 21 июня 1939 года «Сент-Луис», высадив всех пассажиров, направился в порт приписки - Гамбург.

В мае-июне 1940 года гитлеровские войска оккупировали страны Западной Европы, и беженцы с «Сент-Луиса» разделили судьбу тамошних евреев. По различным подсчетам, общее число бывших пассажиров «Сент-Луиса», выживших в континентальной Европе во времена Холокоста, составляет от 180 до 260 человек.

история

Previous post Next post
Up