Заслуженный артист РСФСР (1957)
Алексей Глазырин родился 1 августа 1922 года в Удмуртии, в городе Глазов.
В 1944 году он окончил Государственный институт театрального искусства.
В 1954-1955 года Алексей Глазырин играл на сцене Таганрогского театра имени А.П.Чехова, в 1954-1961 годах работал в Новосибирском театре "Красный факел".
В 1961 году был принят в труппу Московского театра имени К.С.Станиславского.
Лучшей ролью Алексея Глазырина по праву считается Харламов в картине режиссера Андрея Смирнова "Белорусский вокзал", вышедшей на экраны в 1971 году.
Алексей Глазырин ушел из жизни неожиданно 13 апреля 1971 года, через две недели после премьеры фильма "Белорусский вокзал". Актер потянулся дома к телефону и схватился за сердце. Приехавшие по вызову врачи констатировали смерть от инфаркта.
Актер похоронен на Введенском (Немецком) кладбище.
Леонид Филатов подготовил об Алексее Глазырине передачу из цикла "Чтобы помнили":
You can watch this video on www.livejournal.com
Записки современников…
«Встреча с Лениным»
С Глазыриным мне довелось познакомиться еще в конце 50-х гг., значительно раньше выхода на экран означенных фильмов. В ту пору он служил в труппе новосибирского драматического театра «Красный факел» и уже был на хорошем счету. Ему даже доверяли играть роли В. И. Ленина в спектаклях про революцию, что служило в те годы признаком высокого доверия со стороны руководства театра и городской партийной организации. А я в тот период времени обретался на втором курсе Новосибирского педагогического института, был наивным романтиком, увлеченным театром и художественной самодеятельностью больше, чем учебой.
Приближалось празднование очередного юбилея Великой Октябрьской Социалистической революции, той самой, которая позже, при подведении итогов века, оказалась не великой, не октябрьской, не социалистической и даже не революцией. Однако тогда это считалось великим событием, которое предполагалось отметить по достоинству, а не только водкой по 3 рубля 12 коп. и «Агдамом» по 1 руб. 87 коп.
В Новосибирском пединституте был объявлен конкурс на лучший сценарий проведения праздничного мероприятия. Партийные боссы требовали сделать праздник оригинальным и запоминающимся; обещали не жалеть кумача на лозунги, денег на концертные номера, автоматических зачетов по «Истории КПСС» для наиболее отличившихся организаторов и репрессии им же, если мероприятие пройдет неудачно.
После долгих обсуждений решено было реализовать пришедшую мне в голову идею - изобразить на сцене в лицах какую-нибудь известную картину на революционную тему: например, «Выступление Ленина с броневика на Финляндском вокзале» или «Речь Ленина на III съезде комсомола». Участники действа должны были пребывать на сцене в позах и взаиморасположении, точно соответствующих сюжету живописного полотна. По команде «замри» все должны были застыть неподвижно: кто с горящим взором, кто с открытым ртом, кто с поднятой рукой, винтовкой или шапкой. Через 3-4 минуты по команде «отомри» Ленин должен был взмахнуть кепкой и произнести речь, точно по тексту апрельских тезисов или выступления на съезде комсомола. Слушателям: солдатам, матросам, красногвардейцам, комсомольцам полагалось бурными возгласами и движениями демонстрировать свою преданность линии партии и лично вождю мирового пролетариата.
- Только не материться, - на всякий случай предупредил парторг.
- Таких будем исключать сначала из Красной гвардии, потом из комсомола и института, - отреагировал мой декан.
- А где возьмем броневик? Их давно сняли с вооружения, - забеспокоился зам. по АХЧ, полковник в отставке.
- Броневик можно вырезать из картона, а за ним поставить лестницу и козлы с настилом, - пытался я спасти идею.
- Вы что, обалдели? - вмешался парторг. - Еще не хватало, чтобы вождь мировой революции сверзился с броневика на глазах всего честного народа. И думать не смейте. Все упадем.
- Тогда участвуем в III Съезде комсомола, - констатировал председатель профкома, - там падать некуда.
Работа над проектом закипела. От желающих участвовать в массовке не было отбоя. Не каждый ведь день удается поприсутствовать на съезде комсомола, запросто пообщаться с вождем мирового пролетариата и на халяву получить зачет по истории партии. Зато с Ильичом возникли проблемы. Желающих побыть лидером революции оказалось немало, но уж больно критически к нему была настроена отборочная комиссия: то слишком молод, то успеваемость хромает, то картавит чересчур, то лысина маловата. Перепробовали и студентов, и преподавателей, но решили наконец обратиться к профессионалам. Меня направили в «Красный факел» вести переговоры с актером, игравшим роль Ленина в соответствующих спектаклях. Этим актером и оказался Глазырин.
Чтобы взять быка за рога, я дождался нужного спектакля и после его окончания проник за кулисы в гримерку Глазырина. Усталый актер с целью успешного выхода из образа принял стакан водки, не снимая грима, и пребывал в пограничном состоянии бога, свершившего великое и снизошедшего до неотложных нужд пролетариата. Впустив меня в каморку, он грубовато, в типично глазыринской манере спросил: «Чего надо?»
Смущаясь от близкого соседства с великим человеком, я изложил свою идею и от имени руководства Педагогического института пригласил Глазырина на III съезд комсомола.
- Сколько? - в лоб спросил Глазырин.
- Речь должна длиться 10 минут, а Съезд - Третий.
- Сколько денег заплатите? - конкретизировал актер.
- В каком смысле? - растерялся я, зная из истории КПСС, что уж кто-кто, а вожди мирового пролетариата произносят речи бесплатно.
- В прямом! Ты что же думаешь - революции даром делают?
Некоторое время я растерянно смотрел в добрые с прищуром ленинские глаза, потом опустил взор на его бедненький галстук в горошек и спросил:
- А сколько обычно берут вожди революции за выступление на съезде комсомола?
Глазырин назвал очень высокую по меркам полунищего студента цифру.
- Так дорого? - изумился я.
- Так это ж тебе не Калинина играть, а гения человечества, - обиделся Глазырин.
- Хорошо, я обсужу это с руководством и, думаю, решим положительно, - солидно констатировал я.
- И учти, что вожди пролетариата обычно берут деньги вперед, - резюмировал Глазырин.
- Уж конечно, - покорно согласился я.
- Тогда садись, - пригласил Глазырин, налил мне полстакана водки, себе стакан и далее мы обсудили художественные детали предстоящего спектакля. Под конец, уже опьянев и осмелев, я заявил:
- Но уж на III съезде комсомола Ленин обязан быть трезвым.
- Где ты видел, чтобы революцию делали трезвыми, - добродушно проурчал Глазырин. - Не волнуйся, я - профессионал. III съезд комсомола состоится вовремя и пройдет на высоком уровне.
Я оставил Глазырину текст его речи, напомнив, что отклоняться от него ни в коем случае нельзя.
- Я профессионал, - еще раз подтвердил Глазырин и мы расстались.
В назначенный день я позвонил актеру, послал за ним ректорское авто и нетерпеливо топтался на крыльце пединститута в ожидании главного действующего лица праздника. Глазырин приехал тик в тик вовремя, в гриме, но вдрызг пьяным. На мои тревожные взгляды он реагировал прагматично: давай деньги, куда идти, где стоять, в какой стороне зрители?
Когда все участники спектакля были расставлены по местам, Глазырин прочно, как статуя командора, замер в центре толпы, потом вскинул руку с кепкой вверх и пламенно произнес речь: фраза к фразе, слово в слово, буква с буквой по назначенному тексту, но... до того, как подняли занавес.
- Снова, снова! - зашипел я из-за кулис, когда занавес, наконец, убрали.
- Двойной тариф, - четко отреагировал Глазырин и послушно повторил выступление. Через три минуты по команде «отомри» участники съезда всколыхнулись, закричали, зааплодировали любимому вождю и в экстазе требовали повторить речь в третий раз. Тот отреагировал положительно и сделал несколько неверных шагов к краю сцены. Предчувствуя, что очередной шаг будет роковым для мировой революции, я включил мозги в режим форсажа и нашел решение.
- Качать Ильича! - заорал я благим матом и, бросившись к вождю, намертво вцепился в лацканы его пиджачка, рискуя испортить реквизит. Догадливые участники съезда кинулись мне помогать. Минуть пять вождь летал над сценой вверх-вниз, пока не выговорил внятно:
- Хватит, а то вырвет.
Съезд закончился в ускоренном режиме, вождя благополучно уволокли со сцены, запихали в автомобиль и отправили домой. Съезд, как и предсказывал Глазырин, удался на славу: зал ревел от восторга; начальство было счастливо; зачеты по истории КПСС сданы вовремя.
С тех пор я видел Глазырина несколько раз в спектаклях «Красного факела», в кинофильмах... Везде он был хорош, но лучшей его ролью по-прежнему считаю «Речь Ленина на III съезде комсомола».
Автор: В. Мордкович
Фильмография
1957 - В погоне за славой
1963 - Живые и мёртвые - Малинин
1963 - Оптимистическая трагедия - Ведущий
1965 - Знойный июль - Столетов
1966 - На диком бреге
1967 - Вий - Сотник
1967 - Короткие встречи - Семён Семёнович
1967 - Обвиняются в убийстве
1967 - Седьмой спутник
1967 - Война и мир. Фильм 3: 1812 год - эпизодическая роль
1968 - Щит и меч - майор Штейнглиц
1968 - Карантин - Баландин
1968 - Мужской разговор
1969 - Только три ночи
1970 - Белорусский вокзал - Виктор Сергеевич Харламов
1970 - Освобождение
1970 - Севастополь
1971 - Молодые - отец Жени
1 августа 1922 года - 13 апреля 1971 года