ФИЛИППОВ Роман Сергеевич (часть 2)

May 24, 2010 17:52




Народный артист России (1987)



ИНТЕРВЬЮ С ВДОВОЙ РОМАНА ФИЛИППОВА - ЕКАТЕРИНОЙ ФИЛИППОВОЙ

- Как вы познакомились?

- Это были съемки картины “Человек не сдается”, директором которой был мой отец. Взял он меня на работу впервые. Как сейчас помню это ощущение: автобус накренился… И я почувствовала, а не просто увидела, как пустой салон наполняется Ромой. И вот он замечает щупленькую студенточку в белом платьице и выдыхает своим басом: “О-го!” И вот на глазах у папы, через 20 минут после знакомства со мной, Рома встает на колени и делает предложение. “Она же еще совсем ребенок!” - рассвирепел отец, не разбирая, шутка это или нет. А потом с рыком бросился за новоявленным зятем. Рома - наутек. Конечно, сцена уморительная: дерзкий мальчишка Филиппов был в два раза здоровее преследователя. Рома с гоготом кинулся в местный пруд, а папа в ярости стал подбирать на берегу камни и целиться в плавающего подлеца. Рома нырял, уворачивался… А я так и не увидела финала - лишилась чувств…



- Любовь с первого слова?

- Да, я любила его до обмороков. Отец сразу почуял неладное, и поселился со мной на противоположном берегу от места съемок: “Чтобы актеры не развращали тебя своей жизнью”. Хотя Рома, как выяснилось, сразу позабыл о своем любовном приключении. Но я слышала его густой голос через озеро... А однажды не выдержала и переплыла туда, к нему. Рома весь заискрился, оценил мой поступок. Мы стали гулять после съемок, но отец буквально ходил за нами по пятам. Он страшно волновался, не мог понять, что Рома на меня и не посягал тогда. Мы потом еще встречались полтора года, не прикасаясь друг к другу!

- Роман был такой нерешительный или вы - строгих правил?

- В то время были совсем другие люди, нежели сейчас. Рома относился ко мне с огромным уважением. После картины я вернулась домой, в Белоруссию, а Роман уже работал в Малом театре. Мы каждый день созванивались, он приезжал в Минск.

Наконец пригласил меня к себе - знакомиться с его мамой. И я отправилась с Ромой на выездной спектакль Пушкинского театра, в Подмосковье. В нем участвовал и Владимир Высоцкий, с которым Романа Сергеевича связала дружба. Что не исключало игривого соперничества: оба стали ухаживать за мной напропалую. Один другого хотел перещеголять. Высоцкий рвал глотку, распевая мне песни о любви. Тут же Роман читал свои эпиграммы на знаменитых актеров… На следующий день оба остыли и с юмором оценили свою донжуанскую браваду. И в качестве примирения после спектакля купили две одинаковые грузинские кепки-аэродромы. И всюду ходили в них, как горячие кавказские братья…

- В какой момент вы перешли к более серьезным отношениям?

- Рома сам принял решение. Когда я окончила институт, мы стали обсуждать, где нам дальше жить. А меня только взяли на работу театральным педагогом в Минске. Рома сказал по телефону: “Ну давай жить в Белоруссии. Завтра я приеду”. А ведь сам он играл тогда в Малом театре Владимира Маяковского. И вот он это ради меня легко оставил… В “Крокодиле” даже появился фельетон: мол, Филиппов предал поэта Маяковского во имя какой-то роковой женщины… А я была еще соплей на проволоке.

- Роман Сергеевич - потомственный актер?

- Детство у него было нелегким. Мать Ромы так и не увидела своего богатыря… Родители всю жизнь трудились в питерском БДТ. Анна Григорьевна, будучи беременной, до последнего месяца гастролировала с театром по российской глубинке. Схватки застали ее в Симферополе. Роженицу отправили в первую попавшуюся больницу... Актриса умерла на операционном столе от заражения крови - в провинциальном городе был дефицит пенициллина. Воспитание мальчика взял на себя отец. А вскоре у Ромы появилась новая мама, которая приняла его как родного. Вместе с отцом они переехали к ней в Горький, где пережили войну.

Рома понял, что хочет быть актером, в один день: тогда в Горький приехал Малый театр во главе с Верой Пашенной, чтобы набирать ребят для поступления в театральное училище. Филиппов услышал новость, загорая на пляже, и прямо в плавках побежал на прослушивание. “Вот это рост! Вот это бас! Фактура не дура!” - поразилась не менее громогласная Пашенная. А через месяц пришел вызов в Щепкинское училище. Потом та же великая актриса дала ему путевку в жизнь - приняла любимого студента в Малый театр.



- И карьера Филиппова сразу пошла в гору?

- Напротив, с его фактурной внешностью Филиппову постоянно поручали яркие, но эпизодические роли. Он обивал режиссерский порог, спрашивал: “Когда я буду играть нормальные роли?” - на что мэтры Малого театра жестоко отрезали: “После нашей смерти”. А потом еще вышла нелепая ссора с Верой Пашенной…
Роман тогда получал в театре копейки, жил впроголодь… Однажды он написал заявление на прибавку жалованья. Суровая Пашенная созвала собрание и стала возмущаться: “Как могут молодые актеры требовать повышения, когда великие получают мизер?!” Рома был остр на язык: “Но я ем больше, чем вы и все наши именитые актеры, вместе взятые!” Вера Николаевна была шокирована, раскричалась. Рома хлопнул дверью и написал заявление на увольнение…

Слава пришла к нему в Белоруссии, когда он переехал ко мне. В русский театр Рома не пошел, так как на собеседовании он запросил 120 рублей, а режиссеры пытались скостить десятку. “Не хочу работать с теми, кто торгуется за талант”, - махнул рукой Рома. А чтобы играть в белорусском театре, он выучил язык за две недели. У него были феноменальные лингвистические способности.

- В кино его судьба сложилась более удачно?

- Спустя семь лет мы переехали в Москву, где Рома уже удостоился заслуженного артиста за фильмы. Его снова позвали в Малый театр. И нам дали квартиру в Калашниковом переулке…

Рома жалел, что не снялся у двух своих любимых режиссеров - Тарковского и Германа. А так его приглашали почти все… Но опять же - в эпизоды.
Со временем Рома стал одним из самых высокооплачиваемых и известных актеров в столице. Где бы он ни шел - по столичному проспекту или улочке захолустного городка, - вслед ему неизменно кричали: “Приезжайте к нам на Колыму!”



- А вы на гастроли с мужем ездили?

- Мы ездили с театром по всему Союзу. Играли в домах культуры, с которых порой топором сбивали висячий замок…

Как-то приехали в женскую колонию. Я вышла объявлять номер и вдруг увидела, что на первом ряду сидят зэчки с задранными юбками. А на ногах у них чернилами написано приветствие: “Добро пожаловать!” Я в смятении убежала за кулисы, Рома замялся, он в этом плане всегда был застенчивым…

- Почти 20 лет Роман Филиппов был кремлевским Дедом Морозом. А ваша дочь верила в сказку?

- Дома Рома никогда не преображался в старца с ватной бородой - Аня думала, что за каждой сказкой стоит профессиональный актер. Но однажды подъемник, на котором Рома в роли Деда выезжал из-под сцены, не сработал. Фонограмму остановили. Снегурочке пришлось импровизировать: “Где же наш Дедушка? Наверное, заболел! Давайте дружно надуем вьюгу, чтобы он прилетел!” Аня, которая обычно не верила в сказочность отца, дула изо всех сил. А меня упрекнула: “Папа болеет, а ты и не знаешь!”

- Вам приходилось бороться с профессиональным пьянством новогоднего старца?

- Роман Сергеевич пил, как пьют все талантливые люди. Но рассказывал об этом процессе так вкусно, что у многих слушателей складывалось ложное впечатление, будто он мог выхлебать ведро. Однажды пришел на спектакль - и лыка не вяжет… Режиссер Бабочкин разозлился и сказал, что, если артист хоть раз запнется, сразу вылетит из театра. Но на сцене Рома преобразился и четко сыграл свою роль.
На “елку” нас всегда забирала из дома личная кремлевская машина. Возле Кутафьей башни была толпа, через которую мы буквально протискивались. Все мужики хотели с ним выпить, чтобы потом хвастаться... Они протягивали нам бутылки водки, а я шла впереди и расталкивала их руки. Муж за это в шутку называл меня личным гестапо…

- Кто из вас был хозяином в доме?

- Рома в быту был ужасно неприспособленным. Жил по каким-то своим великанским меркам. Например, свои вещи обычно клал на шкаф - ему было легче их доставать оттуда. За ним надо было ухаживать, как за большим ребенком.

- А вообще он был хорошим семьянином?

- Роман влюблялся на стороне. У него были романы, я это видела. С какими глазами он приходил иногда после театра, как он любезничал за кулисами… И я боролась с этими женщинами. Естественно! Ходила к этим актрискам домой: “А вы сможете жить его жизнью, как я? Прорабатывать каждую роль, ухаживать, быть подругой, а не только любовницей?” И я всех перетерпела, переждала… И он видел, что я переживаю: приходил с цветами, просил прощения… Я ведь совсем девчонкой вышла за него замуж, он был на пять лет меня старше. И мне всегда хотелось быть лучше тех женщин. Мне хочется думать, что удалось.

Иногда я впадала в немилость - тогда он орал так, что сотрясались стены. Но чтобы он ударил женщину - такого я не могу представить в страшном сне. Рома с его силищей мог и человека убить. Но в жизни не обидел и котенка.

- Он пытался обустраивать семейный быт?

- Был курьезный случай, когда Валера Носик купил прекрасный кухонный гарнитур и отвел нас в тот же магазин. Но все гарнитуры оказались уже “забронированы”. А одним из министров тогда был некий Филиппов. Носик стал нашептывать Роме: “Скажи, что ты брат министра Филиппова!” Роман Сергеевич приосанился и рявкнул: “А вы знаете, чей я брат?! Про министра такого слыхали?!” - и сунул под нос продавщицам паспорт. Нам тут же оформили покупку.

А вообще даже на заграничных гастролях мы не ходили по магазинам: Рома был всегда занят. А я всегда была у него под боком. Однажды мне в руки попалось интервью с ним, и я узнала о муже много нового. Например, что Рома давно перечисляет часть доходов в Детский фонд. И что однажды перевел деньги пострадавшим при землетрясении в Армении…



- Он заработал инфаркт из-за творческих переживаний?

- Первый инфаркт с ним случился после гастролей в Донецке. “Мне 30 лет, работаю как бык, но до сих пор не сыграл ни одной по-настоящему стоящей роли в кино!” - корил он себя. Хотя его звали в Голливуд, в Грецию - после гастролей… Но разве мог он оставить Россию? Хотя большевиков Рома ненавидел люто - он так и говорил: “Я не могу не любить людей, поэтому ненавижу систему”. Все вылилось в болезненные переживания - три месяца он приходил в себя после приступа…

Все кризисы и болячки страны он воспринимал как свои личные. Мы отдыхали в деревне под Ленинградом, когда начался ГКЧП. Услышав тревожные сообщения по радио, мой муж вскочил и бросился к трассе. Автобусы не ходили, и мы бежали от Комарова до следующей станции. Роме казалось, что он должен приехать в Питер и что-то сделать. Я бежала за ним прямо в домашних тапочках и кричала вслед: “Какое тебе до этого дело?!” За все, что происходило на его глазах, он платил всем своим сердцем: “Что будет со страной? Что будет с театром?..” Уже в Москве его увезли в кардиологию. И после второго приступа посадили на диету: не есть, не пить, не курить. Рома худел мучительно, но по-прежнему шутил: “Скоро сдуюсь до крупных ролей...”

…Мы еще оба преподавали в ГИТИСе. В тот день он пересидел худсовет, а потом прилег на кафедре. Я ушла на занятие: не догадывалась, как ему плохо. А когда вернулась, узнала, что его забрала “скорая”. Мы с дочкой Аней ночью пробились к нему в палату… Он успокаивал нас: “Что ты приехала? Со мной ничего страшного, не выдумывай…” А уже на следующий день его не стало.

Похороны почти не помню… Зал - в нем много известных лиц, но все они слились в одно сплошное пятно… С тех пор я перестала смотреть фильмы с участием Ромы.

- О чем вы жалеете в вашей совместной жизни?

- Мы практически всю жизнь не расставались, а что с того? Именно в тот момент, когда нужно было быть рядом, меня не оказалось. Я до сих пор не могу себе это простить…
От него у меня осталось только одно письмо. Все остальное - фотографии, стихи - хочу отдать в Музей Островского. Больше некому доверить этот архив.
Роман говорил: “Когда доведется меня хоронить, не плачьте. Лучше рассказывайте анекдоты из моей веселой жизни”. А больше мне ничего не осталось.

Использованные материалы:

Материалы сайта Государственного Академического Малого Театра

Материалы авторского сайта Алексея Тремасова

Материалы сайта www.proekt-wms.narod.ru

Интервью с Екатериной Филипповой в газете «Московский комсомолец»

Статья Марины Архиповой «Роман Филиппов. Ты зачем усы сбрил?»

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1. Чемпион мира - 1954 - борец
2. Зелёный фургон - 1959 - Бык
3. Впереди - крутой поворот - 1960
4. Человек не сдаётся - 1960
5. Девчата - 1961 - Вася Зайцев
6. День, когда исполняется 30 лет - 1961
7. Последний хлеб - 1963
8. Криницы - 1964
9. Город мастеров - 1965 - Еарон
10. Саша-Сашенька - 1966
11. Три толстяка - 1966 - Просперо
12. Бриллиантовая рука - 1968 - гость с Колымы
13. По Руси - 1968 - Коновалов
14. 12 стульев - 1971 - Никифор Ляпис-Трубецкой
15. Джентльмены удачи - 1971 - Никола Питерский
16. Драма из старинной жизни - 1971 - Прохор
17. Конец Любавиных - 1971 - Федя
18. Старики-разбойники - 1971 - Громила
19. Телеграмма - 1971
20. Тени исчезают в полдень - 1971 - Демид Меньшиков
21. Гроссмейстер - 1972
22. Кортик - 1973 - Филин
23. Тёща - 1973
24. Эта весёлая планета - 1973 - "Страж"
25. Любовь земная - 1974 - директор цементного завода
26. Достигаев и другие - 1975
27. Весь мир в глазах твоих... - 1977
28. Судьба - 1977 - директор цементного завода
29. Баламут - 1978 - Фёдор Парамонов
30. Дипломаты поневоле - 1978
31. Живите в радости - 1978
32. По улице комод водили... - 1978 - Булыжников
33. Возьми меня с собой - 1979
34. Дикая охота короля Стаха - 1979 - Дуботовк
35. Юность Петра - 1980 - Ромодановский
36. В начале славных дел - 1980 - Ромодановский
37. Срочно... Секретно... Губчека - 1982
38. Суббота и воскресенье - 1982
39. Чародеи - 1982 - Камнеедов
40. Женатый холостяк - 1983 - Степан Кузьмич
41. О странностях любви - 1983
42. Борис Годунов - 1986
43. Акселератка - 1987 - Вовчик
44. Недоросль - 1987
45. Реквием по филею (новелла в киноальманахе "В поисках выхода") - 1988
46. Мисс Милионерша - 1988
47. Вход в лабиринт - 1989 - Беловол
48. Сувенир для прокурора - 1989
49. Захочу - полюблю - 1990 - Матвей Карпович
50. Аферисты - 1990 - дьяк
51. Говорящая обезьяна - 1991
52. Действуй, Маня! - 1991
53. Очаровательные пришельцы - 1991
54. Призраки зелёной комнаты - 1991
55. Хищники - 1991
56. Господа артисты - 1992 - губернатор
57. Маэстро с ниточкой - 1993

РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:

1970 - Зуев «Человек и глобус» В.Лаврентьева
1970 - Полковник Иванов «Так и будет» К.Симонова
1970 - Г-н Пиквик «Путешествие без багажа» Ж.Ануя
1970 - Джеф «Эмигранты» А.Софронова
1970 - Капитон Иваныч «Растеряева улица» Г.Успенского
1971 - Пропотей «Достигаев и другие» М.Горького
1971 - Ляпкин-Тяпкин «Ревизор» Н.Гоголя
1972 - Герман Ковалев «Твой дядя Миша» Г.Мдивани
1972 - Барин «Умные вещи» С.Маршака
1973 - Голубь-сын «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого
1974 - Несчастливцев «Лес» А.Островского
1975 - Митрич «Власть тьмы» Л.Толстого
1975 - Глоба «Русские люди» К.Симонова
1975 - Скалозуб «Горе от ума» А.Грибоедова
1976 - Поп «Беседы при ясной луне» В.Шукшина
1977 - Сильвестр «Плутни Скапена» Ж.-Б.Мольера
1977 - Лазарев «Маленькая эта земля» Г.Джагарова
1978 - Боровцов «Пучина» А.Островского
1978 - Бероян «Головокружение» Г.Саркисяна
1979 - Лотохин «Красавец-мужчина» А.Островского
1982 - Осип «Ревизор» Н.Гоголя
1984 - Царь Леонид «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985 - Абрезков «Живой труп» Л.Толстого
1986 - Юсов «Доходное место» А.Островского
1986 - Скотинин «Недоросль» Д.Фонвизина
1986 - Луп-Клешнин «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого
1986 - Юсов «Доходное место» А.Островского
1987 - Гричмар «Игра» Ю.Бондарева
1988 - Джеймс Тайрон «Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила
1990 - Журден «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера
1991 - Кайзер «Кетхен из Хайбронна» Клейста
1991 - Князь Александр Павлович «Холопы» П.Гнедича

ОЗВУЧИЛ МУЛЬТФИЛЬМЫ:

1. Волшебник Изумрудного Города - 1973-74
2. Влюбчивая ворона - 1988 - Медведь





актеры

Previous post Next post
Up