Актер
Григорий Плужник родился 1 мая 1909 года в Херсоне, в состоятельной семье Дмитрия Плужника, управляющего графа. Он был шестым ребенком, любимцем матери и трех старших сестер, которые очень его любили.
Средний сын Мефодий позже стал красноармейцем, а старший - Иван, наоборот, очень невзлюбил Советскую власть, дома бывал наездами, когда власть в Херсоне менялась. Однажды братья встретились в селе Музыковка, где у семьи тоже был дом. Начали друг друга «агитировать», и закончилась «политинформация» тем, что братья чуть не убили друг друга. Но мать, Мария Даниловна, не допустила развития конфликта.
Отец очень не хотел, чтобы распри старших сыновей каким-то образом задели младшего сына. Поэтому, если начинались «разборки», он отправлял Гриню то на дальний луг, помогать косцам, то на скирдование, или просто присматривать за домашним стадом.
Григорий был у отца фактически за старшего помощника. Он не избегал работы, рос физически крепким, здоровым, и был очень практичным парнем.
В 17 лет, после окончания трудовой школы в Херсоне, Григорий устроился в Музыковке работать трактористом. В семье очень любили театр, и в предвоенные годы часто разыгрывали домашние спектакли. Григорий пришел к сельскому голове и попросил: «Отправьте меня учиться на артиста. В Одессу. Трактористов теперь и без меня хватит. А я, вот увидите, обязательно прославлю родное село!».
Он был направлен в Одесский музыкально-драматический институт. Среди однокурсников Григорий выделялся природным талантом, и в 1929 году именно его откомандировали в Москву, где была образована украинская театральная студия. А после ее окончания Плужника призвали в ряды Красной Армии. Причем судьба оказалась, на первый взгляд, к парню не совсем милосердной - его направили служить на Дальний Восток в Хабаровск. Эти два года очень помогли Григорию лучше узнать характеры людей.
После службы Плужник решил устроиться в один из театров столицы Украины. В то время столицей был Харьков. Этот статус он обрел в 1919 году; дело в том, что в конце 1917 года Киев оказался вне зоны установления советской власти, а над Харьковом, напротив, большевики установили контроль. Поэтому демобилизованный артист устроился в Харьковский Театр революции. Но 24 июня 1934 года лично Сталин решил восстановить статус кво, и столица, а вместе с ней и театр, перебрались в Киев.
Тем временем, как человек весьма зажиточный, Дмитрий Яковлевич оказался в списке музыковцев, подлежащих раскулачиванию. Он спрятался в плавнях, а Мария Даниловна с наступлением темноты носила ему еду. Но ее арестовали, всё имущество в Херсоне и Музыковке реквизировали, а Дмитрия Плужника больше никто не видел.
А страна в эти годы буквально «болела» футболом. Известный советский писатель Лев Кассиль написал книгу «Вратарь республики», которую чуть ли не сразу решили воплотить на экране. Вместе с Михаилом Юдиным Кассиль написал сценарий, а снять фильм взялся Семен Тимошенко.
Сценарий предусматривал, что абсолютно все роли, кроме голкипера, будут исполнять профессиональные актеры, в частности, роль Карасика досталась знаменитому вахтанговцу Анатолию Горюнову. А вот с вратарем случились проблемы - у всех профессионалов в разгаре были чемпионаты, отдавать своего вратаря на съемки не хотел ни один тренер. А сроки съемок поджимали. Однажды, катаясь на катере вдоль побережья, Семен Тимошенко увидел рослого белобрысого парня, который ловко с берега закидывал в лодку арбузы. Режиссер залюбовался его ловкими движениями, и понял: он нашел исполнителя роли Антона Кандидова.
Но тут режиссера ожидал большой сюрприз. Парень-то оказался профессиональным актером, а не голкипером. Но был так хорош, что ему пригласили в качестве тренера одного из помощников главного тренера киевского «Динамо». Команда тогда готовилась к первому клубному чемпионату СССР (он состоялся весной 1936 года), но киевляне не отказали режиссеру и взяли «новичка» на одну из своих тренировок.
Что такое футбольный хлеб - голкипер Плужник узнал в первые полчаса, когда во время одной из атак на его ворота новоиспеченному вратарю расквасили нос. А ведь это была всего-навсего тренировка.
Но характер у Плужника был очень упорный. Он усердно работал на тренировках, и очень скоро даже бывалые футбольные голкиперы Николай Трусевич и Антон Идзковский, защищавшие ворота киевлян, признали прогресс непрофессионала Плужника. Идзковский тоже сыграл в фильме - голкипера «Черных дьяволов». Именно Антон защищал ворота сборной СССР в историческом матче с турками, летом 1934 года, когда советские футболисты победили со счетом 2:1. Этот матч и лег в основу произведения Льва Кассиля.
Съёмка начала фильма проходила на Днепре, возле Херсона, в родных местах Плужника, хотя по сюжету подразумевалась Волга. Так что арбузы, которые так ловко ловил Кандидов, на самом деле были херсонскими.
Премьера фильма «Вратарь» состоялась в декабре 1936 года. Вскоре после этого Григорию Плужнику невозможно было выйти на улицы Киева, чтобы не остаться незамеченным. Не успев пройти и нескольких сотен шагов, он тут же попадал в плотное кольцо поклонниц. Во время съемок он познакомился с симпатичной девушкой - пианисткой, у них завязался бурный роман, завершившийся свадьбой в начале 1937 года. Спустя два года у супругов Плужников родилась дочка.
А игра Григория в фильме произвела на зрителей такое впечатление, что одна из киевских футбольных команд пригласила Плужника в качестве голкипера. И он отыграл несколько матчей, собирая полные трибуны.
Фильм «Вратарь» имел огромный успех и не сходил с экранов страны. Гимн футболистов «Эй, вратарь, готовься к бою!», звучащий в кинокартине, по-настоящему стал бессмертным.
Когда началась война, Плужник, отказавшись от брони, записался добровольцем. Сначала он попал в запасной полк, потом участвовал в Сталинградской битве, в освобождении Румынии. Из уважения к боевому прошлому Плужника его приглашают сыграть разведчика Биденко в экранизации повести Валентина Катаева «Сын полка». Фильм вышел на экраны в 1946 году и стал вторым для актера по значимости.
Годы войны не прошли бесследно для семьи. Григорий с супругой отдалились друг от друга и в 1945 году развелись. Потом был второй брак, третий. У Плужника родились два сына и вторая дочь.
В кино после «Сына полка» его только семь раз пригласили на эпизодические роли. В театре тоже работа не получилась. После его переезда в Москву и спектакля «Повесть о настоящем человеке», где его партнершей стала замечательная Нина Сазонова (они затем дружили семьями), казалось, Плужнику станут доверять главные роли. Но он поссорился с режиссером и ушел из театра.
Его выручали многочисленные концерты. Григорий исполнял отрывки из шолоховской повести «Они сражались за Родину», военные песни. Обязательно демонстрировалась «нарезка» из фильмов «Вратарь» и «Сын полка».
В начале января 1973 года у актера случился инсульт. Его положили в больницу, Плужнику стало лучше, и врачи его отправили домой. Но через несколько дней случился новый инсульт. На этот раз спасти Григория Дмитриевича не удалось.
Григорий Плужник скончался 27 января 1973 года и похоронен на Долгопрудном кладбище.
Материал подготовлен
по тексту статьи Юрия Москаленко
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1967 «Северо-западнее Берлина» (фильм-спектакль), Русаков
1963 «Тропы Алтая», эпизод
1961 «В начале века»
1960 «Человек с будущим», Федор Макарович
1960 «Слепой музыкант», эпизод
1959 «Любой ценой», член Военного совета
1958 «Поэма о море»
1956 «Поэт», эпизод
1952 «Неразлучные друзья», командир сейнера
1946 «Сын полка» Биденко
1941 «Два друга»
1939 «Огненные годы»
1939 «Моряки», Иван Степанович командир линкора
1938 «Одиннадцатое июля»
1936 «Вратарь», Антон Кандидов
1 мая 1909 года - 27 января 1973 года