Поэт, писатель, бард
В стране с очень странным названием - Русь,
Которую и описать не берусь,
Среди иван-чая, рябин и берез,
Где вырос я русоволос и курнос,
Жилось бы мне, да не живется,
И рвется душа за порог -
Туда, где ближе север,
Где вереск и клевер,
Где мох и где чертополох!
Александр Карпов родился 23 марта 1971 года.
Первое стихотворение написал в 2 года. С пяти лет учился музыке. С 1977 года по 1980 год был солистом школьного хора, а с 1982 года по 1983 год - солистом ВИА Московского дворца пионеров.
В 1985 году начал осваивать гитару. Он играл на 6- и 12-тиструнной гитаре, флейте, губной гармошке и фортепиано.
Друзья Карпова рассказывали, что слава шла за ним по пятам со школьной скамьи. Поначалу - слава мальчика-вундеркинда, потом школьного Пьеро. В него, уступающего сверстникам в росте и силе, каждый одноклассник почитал за честь плюнуть или сделать мелом на его спине отметину. Однако, судьба наделила Карпова пылкой фантазией, неуемностью натуры и феноменальной памятью.
С 1987 года писал песни на свои стихи. Кроме них писал многочисленные юмористические рассказы, зарисовки и лимерики.
Окончил географический факультет Московского государственного педагогического института, по образованию - преподаватель географии и английского языка. Во время учебы активно занимался музицированием, продолжал сочинять стихи и песни.
Из автобиографии О`Карпова:
«Я работал пионервожатым, учителем географии, учителем английского. Преподавал частным порядком, учил русскому иностранцев, занимался письменными переводами: от текстов по исследованию популяций одуванчиков до женского любовного романа. Работал супервайзером дилинговой компании. Был координатором проведения мероприятий в еврейском центре культуры. Торговал швейной фурнитурой. Пытался стать "челноком" и ездил в Польшу за музыкальными товарами. Организовывал дегустации шоколада фирмы "Марс" во Владимире. Был англо-русским переводчиком на нефтеместорождениях Западной Сибири и Туркмении. Наконец, продавал зонтики!»
На геофаке он увлекся КСП. Что и не удивительно. МГПИ - alma-mater, питавшая дар Юрия Визбора, Юлия Кима, поэта-песенника Юрия Ряшенцева и многих других.
Его однокурсники вспоминают, как он, владеющий многими музыкальными инструментами, мог на губной гармошке cыграть Баха. Знал в совершенстве английский. Увлекался геральдикой. Его талант всегда был шире каких-то определенных рамок.
Песни Карпова совсем не похожи на каэспэшный стандарт - в его самобытных мелодиях использованы и рок-н-ролл, и блюз, и кантри, и реггей, и различные фольклорные мотивы. А его стихи отличает редкий для бардовской поэзии уровень профессионального качества.
В центре его творческого существования находилась ирландская (кельтская) культура. Страстный интерес к этой стране, давший ему практически вторую, музыкальную “профессию”, нельзя было назвать просто “увлечением”. По свидетельствам друзей, он считал древнюю Ирландию своей духовной родиной.
Карпов - один из основателей творческой ассоциации «32 августа» и рок-фолк группы «Ruadan». Он много путешествовал. Любил и понимал всё ирландское настолько, что сам считал себя древним кельтом и носил особый кельтский крест. Иногда переводил произведения из ирландской поэзии. Так же он любил петь на английском и ирландском языках.
Информация об Александре Карпове с сайта Творческой ассоциации "32-е Августа":
«Характер НОРДИЧЕСКИЙ, умеренный. Возраст - 31 год. Родился в конце марта. В детстве слыл вундеркиндом, учился хорошо. Окончил после школы геофак МГПИ и даже временами работал учителем географии. Много скитался, но хиппи не стал, а приобрел митьковскую закалку.
Специалист-вексиллолог высокого класса. Любит и понимает все ирландское настолько, что считает сам себя древним кельтом и носит особый кельтский крест. Иногда переводит из ирландской поэзии. Подписывается: О'Карпов.
Творчество Александра Сергеевича насквозь пронизано обостренным чувством красоты и справедливости. Первое стихотворение написа в 2 года, после чего вошел в состояние длительного творческого кризиса, в котором пребывал до 16 лет. По жанру многие его песни - бард-рок-баллады, иногда просто рок или бард. Шуточные вещи особенно удачны ("Волнорез", "Долгая дорога в Дублин" и др.); когда он поет их на фестивалях, зал встает на уши от восторга. Автор многочисленных по- и скоро-говорок, одностиший, и просто приколов. Известный палиндромист. Любит петь на английском/ирландском языке и пиво».
Игорь Белый и Саша Карпов вместе писали песни, вместе пели их, ездили по стране с концертами, были лауреатами Второго канала Грушинского фестиваля авторской песни.
Творчество Александра Карпова было пронизано обострённым чувством красоты и справедливости. По жанру многие его песни можно определить как бард-рок-баллады. Его шуточные песни были особенно удачны - "Волнорез", "Долгая дорога в Дублин" и другие. Когда он пел их на фестивалях, зал, как правило, был в восторге.
Карпов - автор многочисленных поговорок, скороговорок, одностиший и палиндромов. Он сотрудничал с радио "Ракурс", "Надежда", "Радио-1", "Радио Подмосковья", с ТВ в Сергиевом Посаде и Казани. Он был душой любой компании, умел замечать смешное и превращать обычные ситуации в дивные истории.
В 1996 году в финале 1-го конкурса авторов-исполнителей, посвященного дню рождения Владимира Высоцкого, жюри назвало лауреатов, среди которых был назван и Александр Карпов. По результатам конкурса ему вручили членский билет Союза литераторов России.
В 2002 году Карпов в Казани собрал друзей-музыкантов и записал свой единственный студийный альбом "ДОРОГА В ДУБЛИН".
You can watch this video on www.livejournal.com
В том же 2002 году Карпов становится делегатом V Съезда Союза литераторов России. Он привлекал внимание участников, наполнял зал эпикурейской атмосферой, до начала заседания поговорил о верблюдах, экспедициях по России, о мюзикле «Чикаго», который собирался поставить Киркоров в Театре Эстрады, и либретто к которому написал Карпов.
На перевод Александр потратил почти всё лето, сидел постоянно дома, иногда звонил и рассказывал друзьям о тонкостях чикагского акцента. Друзья Карпова считают, что именно благодаря его удачному переводу мюзикл обрел широкую известность.
По трагической случайности Александр Карпов с женой пошли 23 октября 2002 года на ставший печально знаменитым спектакль «Норд-Ост» и оказались в числе заложников в плену у террористов.
На "Норд-Ост" собиралась пойти большая компания - Игорь Белый с женой, Карпов с женой и еще несколько человек.
Саша вызвался пойти и купить билеты на всех, но когда он пришел в кассу, там оставалось всего 2 билета. Он позвонил своему другу Игорю, и сказал, что в этот раз он сходит сам, с женой Светой. У другой семьи билеты были, но захворала бабушка - и они решили не уходить из дома на весь вечер.
После захвата Александр позвонил из зала своему знакомому. Звонок был исключительно эмоциональным, но малоинформативным. Потом он звонил в пять утра в пятницу и попросил, чтобы все его друзья пришли и создали подобие митинга в поддержку освобождения заложников.
Игорь Белый разослал всем письмо:
«ВНИМАНИЕ! Звонил Александр Карпов (в 5 часов утра). Жив-здоров, сидит на мине. Просит, чтобы мы собрались под лозунгом "Выведите войска из Чечни", и так, чтобы это было заметно.
Предлагается собраться сегодня, 25 октября 2002 года, в 15:00 у станции метро "Дубровка" наверху (выход к Шарикоподшипниковской улице), дойти до "Норд-Оста" и выполнить просьбу Карпова.
Имейте в виду, это может быть небезопасно.
Игорь Белый, Татьяна Хейн.
P.S. Доведите, пожалуйста, эту информацию до тех, кому она может быть интересна.
8:46 - Только что звонила Татьяна Ивановна Карпова, мама Шурика. Она сейчас в штабе, на улице Мельникова. Подтвердила информацию и очень просила всех выйти на этот митинг».
Татьяна Ивановна Карпова - мама Александра нашла позже в себе силы рассказать о его последних днях. Он там выделялся, он просто не мог быть как все:
«Они пошли вдвоем с женой, Светой, хотели сравнить "Норд-ост" с мюзиклом "Чикаго", автором русского текста либретто и переводчиком текста которого был Саша, он положил текст на музыку и присутствовал на репетициях-спевках, работали по пять часов кряду, ставили музыкальные ударения. Американская группа переводчиков придиралась буквально к каждому слову, американцы оказались людьми сложными, но, по словам Филиппа Киркорова, они полюбили Сашу. Нашли с ним общий язык. Ему даже предложили попробовать себя в актерском амплуа, но он застеснялся того, что не умеет танцевать. "Твой образ, - убеждали американцы Сашу, - манера держаться на сцене полностью подходят к одной из главных ролей"… НОРД-ОСТ - это по "Двум капитанам"… Саша хотел посмотреть на русский и американский мюзикл как простой зритель. Когда сцену захватили террористы, все решили, что это одна из сцен мюзикла…
После захвата мужчин и женщин разделили. Саша сидел с края. Чем-то он не понравился бандитам и они велели ему встать и идти к проходу. Саша поднял две руки вверх, прощаясь с залом… Его поставили лицом к стене. Уперли дуло автомата.
- Кому ты подавал знаки?
- Никому, просто многих знаю в зале, и решил попрощаться.
Террористы не поверили, сказали, что сейчас расстреляют, но дали очередь из автомата над головой. После этого его кинули в зал. Саша испытал глубокое потрясение.
В зале постоянно звучала восточная музыка… Оркестровую яму использовали как туалет. Зал был нашпигован взрывчаткой, а на пустые места пересаживались заминированные шахидки.
Через какое-то время террористы стали узнавать, кто владеет арабским или английским языками. Все промолчали. Тогда Саша сказал, что он переводчик с английского, и его увели. Саша должен был общаться с зарубежными радиостанциями, например, с Би-Би-Си, и скоро во второй раз чем-то не угодил бандитам. Им показалось, что он передал информацию против них, и они снова повели Сашу на расстрел, и снова дали очередь над головой, стресс был колоссальный. Потом Сашу отпустили в зал, дело шло к развязке… Зал снова перетасовали… Саша со Светой сидели взявшись за руки… Когда дали газ, Света разорвала майку, дала Саше, чтобы закрыться. Но он хотел видеть все до конца. По всей видимости, Саша получил слишком большую дозировку… Сначала выносили тех, кто полегче… А Сашу поднять было не просто…»
Александр Карпов погиб во время штурма здания, захваченного террористами 26 октября 2002 года.
По инициативе друзей и соратников поэта в 2004 году был выпущен объемный сборник произведений: Александра Карпова.
В нем было собрано почти все им написанное. Значительную часть занимали всевозможные “байки”: то про работу продавцом на рынке в зонтичном ларьке, то про поездки автостопом по стране; есть и подражания “митьковской” прозе, интернет-переписка. Примечательны, как образчик жанра “нон-фикшн” последних лет, хроники его родной ассоциации “32-е Августа”.
Друзья называли Карпова байкиром, потому что он обожал травить байки.
Байка про то, как русский Карпов стал ирландцем О'Карповым:
- Году в 92-м мне одновременно попались книга "Властелин Колец", диск какой-то ирландской команды, и фолковые ноты зазвучали у БГ. Книгу я прочёл, понравилось. Сразу оговорюсь, что толкинутым не стал. Диск был чудовищного качества. А на кельтскую музыку пошла мода, которой я и поддался. Теперь я по жизни ирландец. Кстати, моя самая лучшая песня про то, как найти дорогу в Дублин - столицу Ирландии.
Про зиму:
- Пережить очередную зиму я считаю подвигом. Зима имеет нехорошее свойство - медленно заканчиваться. В особенности в нашем районе, в Москве, зима похожа на какое-то страшное, затянутое, слякотное состояние. Если бы была возможность впадать в спячку, я бы с удовольствием это делал. Но поскольку я не обладаю этим счастливым даром, мне приходится писать песни.
Про работу:
- Работал я во многих местах и по разным специальностям. Как-то даже шнурки продавал. Сейчас в одном офисе перевожу на русский язык всякие инструкции. Недавно попался потрясающий пункт в инструкции по пользованию "видиком". Там было написано примерно следующее: "если ваша рука застряла в кассетоприёмнике, не пытайтесь вызволить её силой, а отключите электричество и свяжитесь с вашим дилером".
Про страх:
- Я смертельно боюсь детей. Несмотря на то, что я оканчивал педагогический вуз, я антипедагог. И вообще я - педофоб. На все свои афиши я бы добавил надпись - до 16 лет вход воспрещён.
Про институт:
Однажды мы сдавали экзамен по какому-то общественно-политическому предмету. Преподаватель был известен своей жестокостью и репрессиями, особенно с похмелья. Мы его страшно боялись. Ребята со старшего курса нас научили: а вы ему бутылку поставьте. Мы обрадовались, но вот как такую взятку вручить - не знали. Потом придумали. Взяли графин, налили водки, в стакан плеснули, и всё это на стол поставили. Зашёл преподаватель, сел за стол, скучает. Увидел графин, поднёс стакан ко рту и почувствовал запах. Мы в страхе ожидали реакции: препод молча поставил стакан на стол, звериным взглядом обвёл аудиторию, сказал - "так-так" и, потирая руки, вышел. Тут мы заметались. Решили уничтожить улики и сказать, что запах ему померещился. Но не успели - преподаватель вернулся с пирожками.
Сайт, посвященный творчеству Александра Карпова
23 марта 1971 года - 26 октября 2002 года