Вероятно, многим памятны события той весны: длинная вереница желающих проститься с "нашим Владом", отключенные экраны центральных телеканалов, последовавшее за этим томное заламывание рук "демократической" интеллигенцией с возгласами "За что?" и нескончаемые обещания "найти и разобраться" и "положить предел беспределу". Но взрыв общественных настроений обернулся сотрясением воздуха, а расследование - фарсом. Официально в деле Листьева нет подозреваемых, оно остается самым засекреченным от журналистов. Это при том, что среди множества версий есть только одна правдоподобная, а среди врагов Влада, которые могли заказать это убийство, резко выделяются два человека. Создается впечатление, что убийцы Листьева следствию просто не по зубам...
Владислав Листьев был найден мертвым в начале десятого вечера 1 марта 1995 года на площадке между первым и вторым этажами в подъезде своего дома на Новокузнецкой улице, 30. Смерть шоумена и бизнесмена наступила от двух огнестрельных ранений. Скорее всего убийца вошел в подъезд следом за Листьевым и выстрелил в него из пистолета "браунинг" с глушителем прямо от входной двери. Влад успел закрыть голову рукой, и пуля прошла насквозь через мягкие ткани предплечья. Влад попытался убежать по лестнице наверх, но споткнулся и упал. Киллер добил его выстрелом в голову. По заключению экспертов, Листьев скончался на месте. Убийца не взял ни дорогой кожаный портфель Влада, ни портмоне с полуторами тысячами долларов. Орудие убийства (кстати, нестандартного калибра) киллер забрал с собой, что профессионалы практикуют довольно редко.
В соседнем подъезде была найдена горка скорлупок от фисташек, которые напарник исполнителя, волнуясь, грыз в ожидании своей жертвы. По всей видимости, он должен был просигналить о появлении Листьева стрелку, который прятался за углом дома.
Всего за 34 дня до своей гибели 38-летний Листьев был назначен на должность генерального директора Общественного российского телевидения (ОРТ), создаваемого на базе первого канала. Влад предпринял ряд шагов по реформированию канала, чем нажил себе влиятельных врагов. Другой причины для убийства телезвезды практически невозможно себе представить.
К концу 1994 года более половины рекламного времени на первом канале контролировало агентство "Премьер СВ", возглавляемое 36-летним Сергеем Лисовским, сделавшим деньги на организации дискотек в столице. Конкуренцию ему составляли только "Интервид" Листьева и торгово-промышленная группа "БСГ", во главе которой стоял Глеб Бокий, водившийся с "нефтяными генералами" и депутатами Госдумы.
По одной из версий 30 марта 1994 года в ресторане на Кропоткинской состоялась встреча трех конкурентов. Лисовский и Бокий появились в плотном кольце вооруженной охраны, а Листьев приехал один. Владу предложили "занять" часть эфирного времени Бокии, причем в нехарактерной для цивилизованных переговоров форме. Прощаясь, Листьев сказал, что "так разговаривать нельзя". Бокий воспринял итог переговоров как победу, но через полтора дня его "Кадиллак" расстреляли на Спартаковской улице, бросив для верности гранату. Глеб Бокий был убит на месте. Спустя неделю в собственном подъезде застрелили главу компании "Варус-видео" Тамаза Топадзе, контролировавшего около 7 процентов рекламной сетки на первом канале.
Приватизация канала прошла зимой 1995 года фактически по проекту Березовского. Контрольный пакет акций остался у государства, остальные - проданы. Как вспоминал позже генерал Александр Коржаков, "никаких конкурсов - ни открытых, ни закрытых - по продаже 49 процентов акций не проводилось. Березовский сам решал, кому и сколько процентов он даст".
Общий акционерный капитал ОРТ составил два миллиона долларов. Компании Березовского купили 16 процентов акций, а лично олигарх - еще 20 процентов. Таким образом, вложив всего 320 тысяч долларов, Борис Абрамович приобрел контроль над крупнейшим каналом России. Правда, с должностью генерального директора у Березовского не срослось: вместо его протеже, продюсера Ирэн Лесневской, канал возглавил Владислав Листьев.
Листьев прекрасно понимал, что государственных дотаций для достойной жизни каналу не хватит. Зато у ОРТ были колоссальные перспективы доходов от рекламы, если бы не было фирм, монополизировавших этот бизнес. Листьев пробовал договориться с Лисовским, но тот готов был только заплатить каналу отступные за право единолично распоряжаться рекламой на ОРТ.
20 февраля 1995 года Листьев решился на отчаянно смелый шаг: он ввел с 1 апреля мораторий на все виды рекламы на ОРТ до тех пор, пока руководство телекомпании не разработает новые "этические нормы". Листьева неоднократно предупреждали, что это смерть, что он скорее всего не доживет до лета. После оглашения моратория он прожил всего 9 дней.
Известно, что за это время к нему приходил Лисовский и требовал возмещения убытков в размере 100 миллионов долларов, угрожая расправой. По одной из версий Листьев перевел требуемую сумму со счетов ОРТ через посредничество компаний Березовского, откуда к Лисовскому они уже не попали. Борис Абрамович туманно пообещал перевести деньги через три месяца. Последний шанс предотвратить трагедию был исчерпан.
Некоторые полагают, что Листьев радел не за интересы телевидения, а повел собственную игру. По сообщениям некоторых СМИ, Лисовский якобы предлагал ОРТ в лице Листьева 100 миллионов долларов за право распоряжаться рекламой на канале. А Листьев хотел 170 миллионов и ввел мораторий, чтобы взвинтить цену. По другим слухам, он просто собирался привести к рекламной кормушке близкие ему коммерческие структуры.
Так или иначе в прессе, со ссылкой на источники в МВД, писалось, будто к одному бандитскому авторитету обращался помощник Березовского Бадри [Патаркацишвили] и заказывал ему убрать Листьева. Но авторитет вскоре оказался за решеткой, и заказ переключили на другого пахана - "вора в законе" по имени Николай. Якобы 28 февраля, накануне убийства, с ним встречался лично Березовский и передал 100 тысяч долларов. На следующий день в подъезде Влада прогремели выстрелы.
По другой версии Листьева убили представители высшей государственной власти, чтобы на волне всеобщего возмущения ввести в стране чрезвычайное положение и организовать политический террор. Заявления, которые делались сразу после гибели Листьева, очень напоминают последовавшие за убийством Кирова в тридцатых и сделавшие возможными политические репрессии. Выступая по случаю гибели журналиста, президент Ельцин привел как достойный подражания "узбекский опыт". Незадолго до этого в Узбекистане расстреляли сразу шесть бандитских группировок, и это якобы нормализовало положение с преступностью в стране. Но усиления российской власти не состоялось, потому что не хватило сил вернуть страну в тоталитаризм.
Само следствие превратилось в фарс. Прокуроров, начавших вести дело, уволили. Через пять месяцев Генеральная прокуратура заявила, что заказчики убийства найдены, но на следующий день вдруг взяла свои слова обратно. Еще через два месяца генпрокурора Ильюшенко уволили. Летом 1997 года писали, что в Тбилиси арестован и выдан России для допроса по делу Листьева член "солнцевской" группировки Игорь Даждамиров. Но и за этим ничего не последовало.
Было покушение на Лисовского, машина которого взлетела на воздух, правда, без него самого. Таинственно погиб, выпав из окна, заместитель Березовского, имевший отношение к его рекламному бизнесу. Лисовский умудрился засветиться еще по нескольким уголовным делам, не говоря уже о знаменитой коробке из-под ксерокса, в которой он выносил из Кремля полмиллиона долларов. Кроме того, продюсер группы "Комбинация" Шишенин приходил в РУБОП, просил защитить его от наездов "солнцевских", звучала фамилия Лисовского. Через несколько дней Шишенина убили. В офисах и квартирах Лисовского несколько раз проводились милицейские обыски, но до ареста не доходило. Его открыто поддерживали и люди из Кремля, которым он помог прийти к власти, и люди из шоу-бизнеса. По одной из версий обыски у Лисовского - это попытки следственной группы официально связать Лисовского с убийством Листьева.
Что касается киллера, то по одной из версий им был бывший десантник Александр Агейкин. Предполагают, что после убийства ему дали уехать за границу. Но в августе 1995 года один из высших чинов Генпрокуратуры неосторожно заявил в интервью, что убийцы Листьева известны и находятся за границей. Через день после этого в Тель-Авиве Агейкин скончался якобы от передозировки наркотиков.
Это не последняя странная смерть вокруг дела Листьева. В декабре 1996 года вдруг отказало управление в машине подполковника милиции Юрия Сычева, возглавлявшего группу оперативного обеспечения по делу. Машина на огромной скорости врезалась в опору моста на Варшавском шоссе, Сычев погиб. Это была уже вторая автокатастрофа, в которой он побывал за довольно небольшой срок. После этого многие сотрудники следственной бригады получали угрозы в письменной форме и по телефону.
Даже бывший генпрокурор Юрий Скуратов подтверждал, что на ход следствия пытались повлиять. Кстати, через некоторое время после этих слов Юрий Ильич вылетел из своего кресла после всем известного скандала.
Излишне говорить, что после гибели Листьева телекомпания ОРТ объявила о снятии моратория на рекламу. Была создана компания "ОРТ-реклама", превратившаяся в эксклюзивного поставщика рекламы на канал с монопольным правом продавать рекламное время за проценты. Главой "ОРТ-рекламы" стал Сергей Лисовский, что ни для кого не стало неожиданностью.
Борис Абрамович Березовский, контролируя 36 процентов акций ОРТ, практически полностью подчинил канал себе, обладая правом вето на любое решение. Столь мощная поддержка позволила ему стать на несколько лет крупнейшей политической фигурой в России.
Кто бы ни стоял за этим или каким-либо другим громким преступлением, он есть лишь ПРОДУКТ того самого разрушительного процесса, который специалисты называют "сменой общественного строя". А посему осмелюсь сделать следующий прогноз: до тех пор, пока в обществе во главу угла будет поставлена прибыль, на нее легко будут разменивать чужую человеческую жизнь.
Екатерина ТАРАКАНОВА.
"Калейдоскоп". Биография Влада Листьева в сообществе «Чтобы помнили»