Верхний Белоомут, бывшее поместье Огарёва

Feb 24, 2010 23:29

20 февраля 1803 г. Александр I издал указ "О вольных хлебопашцах". Вопрос об уничтожении крепостного права стоял остро, поднимали его и дворяне, мечтал увидеть "рабство, падшее по манию царя" Пушкин, о тяжелой мужицкой доле писал Тургенев, проекты строили декабристы. На деле в вольные хлебопашцы было переведено относительно небольшое число крестьян (в учебнике Латкина - 114 тысяч душ, Википедия дает 1,5%). Бывали случаи, когда крестьяне отказывались выкупаться, считая цену слишком высокой, или надеясь скоро получить от царя волю и землю даром (это случилось в Нижнем Белоомуте, когда предложил откупиться помещик Хомутов). Из громких имен я знаю только одного человека, который перевел крепостных в вольные хлебопашцы - Николай Платонович Огарёв отпустил крестьян села Верхний Белоомут, 1820 душ.




Получив в наследство крупное состояние, он поставил своей целью улучшение быта принадлежавших ему крестьян. Огарёв стал владельцем сел Старое Акшино и других в Пензенской губернии, где земли были хуже, и Верхний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии, богатого заливными лугами. Поэт предложил откупиться крестьянам оброчного Верхнего Белоомута за - 142857 рублей 14 и 2/4 коп. серебром (500 тыс. руб. ассигнациями), цену, значительно ниже той, которую мог выручить при продаже в третьи руки - 3-4 миллиона. Процедура, начатая в 1840 году, заняла несколько лет. Результат был неоднозначен - наибольшую выгоду получили богатые крестьяне, к которым бедные попали в кабалу, хотя Огарёв в подписанной им вольной оговаривал общинное пользование угодьями.
Далее Огарёв пытался улучшить положение крестьян своих иных поместий, построил фабрику, но хозяином был неудачливым (или неспособным), оба брака оказались несчастливыми, поэт уехал за границу, разорился и умер в Лондоне бедняком.

Я воспользовалась длинными выходными и съездила в Белоомут (поездом Питер-Рязань, электричка Рязань-Фруктовая, дальше - автобусом 7 км), а до Акшино мне добираться гораздо дальше (сутки и шесть часов поездом от Питера до Саранска), поэтому если и доведется там побывать, то не в обозримом будущем, и не уверена, что там сохранилось хоть что-нибудь.

Пожалуй, зимой в Белоомут ездить лучше, чем в другое время года - те самые заливные луга по весне делают дорогу почти непролазной. В хороший разлив, как мне рассказали местные жители, низина затопляется по верхушки деревьев, и до поселка ходит "корыто", местами по грязи - БТР, но если относительно сухо - то от станции Фруктовая можно доехать на автобусе до паромной переправы в Белоомут. Зимой на Оке устраивают ледяной тротуар для пешеходов (его фотография - в самом начале).







Граница Верхнего Белоомута и Нижнего проходила примерно по нынешней улице Урицкого. В верхней части города расположена паромная переправа.

Прекрасно виден со стороны реки Спасо-Преображенский храм. Судя по всему, для службы стал использоваться не так давно. Иконостас новый, простой, плитка похожа на метлахскую. Нуждается в ремонте. Священник молодой.



Второй храм Верхнего Белоомута - Трёх святителей. Никольский придел в нём устроен в память о Николае Платоновиче и освящён в 1879 году.







Огарёву посвящены две улицы - Большая и Малая Огаревская.







И кафе "Огаревский дворик" как раз посередке между обоими Белоомутами (цены питерские).



С написанием фамилии есть проблемы - хотя произносится Огарёв, по запросу в сети чаще всего (кроме Википедии и белоомутского сайта) букву "ё" заменили на "е". Я букву "ё" ценю и уважаю, поэтому в своём рассказе выбрала вариант фамилии, соответствующий произношению. Тем более, что в БСЭ - тоже "ё".

Я нашла разную информацию об усадьбе Огарёва. В одних источниках пишут, что ее вовсе не было, т.к. помещики здесь не жили, а управляли через бурмистров (до 1762 года крестьяне были дворцовыми, но Екатерина II передала село соучастникам переворота), в других усадьба упоминается, но пишут - сохранилась только церковь. Белоомутские таксисты на вопрос об усадьбе пожали плечами, так даже если там что-то осталось, я в это место не попала.

жизнь замечательных людей, история, поэты

Previous post Next post
Up