Летчик.
Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края.
В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году - Военно-Воздушную Академию им. Ю. А. Гагарина.
Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства: «Мираж» 2000, F-16. Высшим пилотажем занимался с 1989 года. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи». Был женат, воспитывал сына и дочь.
Игорь Ткаченко - командир группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный лётчик-снайпер, гвардии полковник.
Его голос телезрители слышали во время Парада Победы на Красной площади. Во время пролета 9 мая над Красной площадью самолетов "МИГ-29" и "СУ-27" пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи" заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко успевал поздравить ветеранов прямо в воздухе.
Заслуженный военный летчик России, Ткаченко имел огромный полетный опыт. Такие люди идут на риск сознательно, расширяя возможности человека, и мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.
Во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью. Таким его запомнят многие - спокойный, веселый, уверенный в себе, летчик-ас.
Игорь Ткаченко дал интервью «Вестям» сразу после Парад Победы. Самолеты только приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делится впечатлениями: «Первые впечатления - наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».
А 16 августа 2009 года в районе аэродрома «Раменское» столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Командир группы Игорь Ткаченко погиб. Еще двое пилотов остались живы, однако у одного - тяжелая травма. Есть пострадавшие и среди местных жителей. Разрушены и сгорели несколько домов. Столкновение произошло во время подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС.
«Пара Су-27 во время пилотажа на параллельных курсах разбились, - рассказывает один из очевидцев ЧП. - Во время столкновения произошла оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма. Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре упал».
За тренировкой Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» перед выступлением на авиасалоне МАКС наблюдали сотни людей с земли. Трагедия разыгралась буквально у них на глазах.
«Они шли друг напротив друга, и один другому врезался в “хвост”, - добавляет местная жительница. - “Хвост” загорелся, и уже было понятно, что у этого самолета не было выбора».
По одной из версий, картина случившегося могла выглядеть так: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров, и, не рассчитав, врезался.
Самолет с разбитым «хвостом» буквально камнем упал прямо на один из домов дачного поселка Сосны. Обломки разбросало в радиусе сотен метров. Где-то - детали обшивки, где-то - части двигателя. Авиационное топливо взорвалось мгновенно. Загорелись дома.
В общем хаосе кто-то искал своих родных. Те, кто был поблизости от места падения, пытались убежать подальше. Несколько человек получили ожоги. «К нам доставлены трое пострадавших, один - с небольшими ожогами - до 5% тела, это ожоги первой второй степени. И двое - с ожогами 15-20% тела. Один из пострадавших сейчас - в реанимации», - сообщил Игорь Сундуков - заместитель главного врача центральной раменской больницы.
В ядовитом дыму горящего топлива люди спасали, что могли. В поселке Сосны полностью сгорели три дома и одна машина. Через несколько минут после падения в небе сначала появились истребители, а потом и вертолеты МЧС.
Минут через 10 в поселок въехали первые машины спасателей и военных. Сначала, конечно, искали троих летчиков, которые успели катапультироваться. «Я видел, что он там приземлился в лесу - летчик, - рассказывает один из местных жителей. - Он один висел на дереве в районе магазина».
Второй Су-27 - тот, который повредил крыло, разбился в нескольких километрах от первого. Пилот, скорее всего, успел увести машину от жилых домов, и самолет упал в поле, поэтому здесь не было ни сильного пожара, ни человеческих жертв на земле.
Перед столкновением летчики комментировали маневры: технических проблем у обоих истребителей не было.
Хроника катастрофы СУ-27 отражена в радиоэфире - последние переговоры участников пилотажной группы "Витязи" с командиром Игорем Ткаченко прерываются 35-секундной паузой.
Уверенный голос командира четко раздает распоряжения: "Влево пошли, продолжаем". В этот момент в воздухе тяжеленные самолеты, словно послушные ласточки, выстраиваются в ровные фигуры. Все это происходит на огромной скорости.
"Подтянулись!" - голос командира даже интонацию меняет, отдавая распоряжения.
Примерно в 13.02 по московскому времени в эфире происходит следующее:
"...2-41 наблюдаем справа...". "Плавно на поворотный 1200". "Понял, наблюдаю". "Переходим на... пятый...". "3800" ...
Судя по этой команде, летчики заканчивают маневр и расходятся, перестраиваясь для выполнения новой фигуры.
Вдруг среди мерного развития эфира раздаются гудки, писк, и наступает тишина... пауза длится около 35 секунд. Получается, что голос заслуженного летчика России Игоря Ткаченко звучит в последний раз... на этой записи этого нет, но радиоперехват уловил голос другого летчика: "Дым из двигателя, прыгай!"
Дальше на радиоволне, на которой велись переговоры подготовки летчиков, готовящихся к авиасалону МАКС, появляются голоса руководителей полетом. Сразу же принимается решение о подъеме в воздух вертолета. Доложено о том, что над местом падения виден купол парашюта:
"Двигатели выключай!" "2-44-й. Засекайте отметку, наблюдаю парашют". "2-44 - 900 метров над точкой падения". "Я понял вас, поднимаю вертолет. Упал в чистое поле. Саксофон-контроль, саксофон-контроль, 75-243. Зафиксировали координаты?"
Становится ясно, что потерпели катастрофу два борта - 2-42 и 2-41. Эти названия фигурируют в переговорах:
"2-41? 2-41 катапультировался, купол видел. 2-44 позволяю".
На перекличку в эфире не отзывается "пятый":
"Пятый, ответь шестому. Третий. Второй. Четвертый. Четвертый шестому отвечаю... Пятый, где? Потерял. Я его не видел. Не отвечает. Столкновение с ним? Да. Понял. Отвечаю: 2-44. Так точно. Наблюдал 2-41-го. У 2-42-го был пожар.
С пожара наблюдал катапультирование 2-42-го. 2-43 наблюдал катапультирование 2-42-го, борт 14 был. Купол наблюдал".
Обстановка во время переговоров накаляется. Становится ясно, что катастрофа может обернуться серьезной трагедией.
"Стою над местом падения 2-41-го. Четвертый шестому ответил. Наблюдал падение 14-го борта. В поле упал. Ничего не повредил. Есть, понял. Купол тоже его наблюдал. Что вы в заблуждение вводите? Б**. Не нервничайте".
Пилоты "Витязя" готовили к показу самые рискованные фигуры высшего пилотажа. В частности, отрабатывали "звезду", "коверт" и "смешанный ромб". Эти фигуры "Русские витязи" и "Стрижи" собирались показать на авиасалоне. Они отрабатывали новую программу, стремясь довести ее до полного автоматизма.
При расхождении самолетов из строя и случилась катастрофа - ведомый самолет врезался в ведущего. По какой причине это произошло, пока неясно. Возможно, это отказ системы управления. Возможно, пилоты на какой-то момент потеряли друг друга из вида и столкнулись. Во время выполнения фигур высшего пилотажа расстояние между самолетами бывает от метра до пяти, скорость - более семисот километров в час.
Командир пилотажной группы "Русские витязи" Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе. По словам жителей подмосковного дачного поселка в районе Жуковского, над которым произошла авария, парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как падавший истребитель в этот момент горел.
«Он, действительно, был маэстро в своем деле - как летчик, как человек, - рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. - И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним - сказал: “Привет, маэстро” (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».
Click to view
26 июля 1964 года - 16 августа 2009 года