Александр Викторович Михайлов

Dec 24, 2008 08:03




        Александр Викторович Михайлов (1938-1995), которому сегодня могло бы исполниться 70 лет, был учёным сугубо "кабинетной" профессии - филологом и историком культуры. Он принадлежал к той же плеяде блестящих умов, что и С.С.Аверинцев (с которым его связывала почтительная дружба) и М.Л.Гаспаров. Все они обладали прежде всего творческим, созидательным дарованием, а потом уже сугубо научным. И потому их деятельность совсем не замыкалась кабинетными рамками.

Специальностью Михайлова была германистика. Михайлов оставил нам огромное количество опубликованных в его переводах художественных, философских и литературных текстов немецкоязычных писателей и мыслителей. Назову лишь кое-что:

И.Г.Гердер. Идеи к философии истории человечества. М., 1977
Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981
М.Хайдеггер. Человек в мире. М., 1990
Т.В.Адорно. Избранное: Социология музыки. СПб, 1999 (в книге есть переводы и других специалистов).

- а также переводы  работ И.Канта, Ф.Ницше, Э.Гуссерля (см.: husserliana.narod.ru/works.html), издание "Западно-восточного дивана" Гёте (М., 1988), и многое другое.

При жизни Александра Викторовича вышло не так уж много его собственных книг, хотя его труды знали и высоко ценили не только отечественные, но и западные коллеги.

И только после смерти, когда всё написанное им стало собираться в огромные тома, и они начали выходить один за другим, мы с горькой ясностью осознали, что рядом с нами жил действительно великий человек, ум которого стремился вобрать и осознать всю историю, всю культуру, всю словесность, от Гомера до поставангарда, всю музыку...

Краткую библиографию его трудов можно найти в русской "Википедии" (статья "Михайлов, Александр Викторович"); приведу лишь относительно свежие публикации:


 
    Оба тома - СПб, 2006

Однако не только филологи чтут память об этом необычайном человеке.
От большинства собратьев по профессии Александр Викторович отличался тем, что не просто страстно любил классическую музыку, но и разбирался в ней на уровне музыковеда, поскольку в душе своей с детства был музыкантом (и в ранней юности даже сочинял пьесы для фортепиано; см. об этом: www.imli.ru/mikhaylov.php).

Одной из ведущих идей его творчества и деятельности было старательное и кропотливое наведение "мостов" между филологией и музыкознанием. Не секрет, что гуманитарные дисциплины нередко разъединены бездной взаимонепонимания. Особенно туго приходится музыковедам, которые занимаются материей, не понятной большинству "нормальных" людей, да ещё пользуются при этом собственной заковыристой терминологией, которую даже собратья по гуманитарному цеху называют "птичьим языком".
Михайлов этим "птичьим языком" владел не менее виртуозно, как немецким или, скажем, древнегреческим (а он запросто цитировал наизусть "Одиссею").

Со своей стороны, он переводил тексты, написанные музыкантами (например, Р.Вагнером или Т.Адорно), а также сам писал о музыке (прекрасный сборник статей "Музыка в истории культуры", М., 1998).
С другой стороны, музыковеды готовы были на руках его носить и неизменно приглашали на все научные конференции, проходившие в Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных и в других музыкальных вузах страны. Михайлову всегда было, что сказать по самой сути любой проблемы, и его выступление никогда не пытались вгонять в рамки регламента: все понимали, насколько ценна любая его мысль, и насколько увлекательно следить за её поступательным, хотя нередко причудливым, развитием.
В 90-е годы Михайлов являлся приглашённым профессором Московской консерватории, и на его лекции сбегались прежде всего преподаватели, а также наиболее мыслящие студенты и аспиранты.

После безвременной кончины Александра Викторовича консерватория продолжила проводить начатые ещё им серии междисциплинарных конференций "Слово и музыка". Вышло уже несколько сборников самых интересных материалов этих конференций.

Сегодня, 24 декабря 2008 года, в Московской консерватории открывается очередная, юбилейная конференция памяти А.В.Михайлова (25-го она будет продолжена в Институте мировой литературы, где он проработал много десятилетий; подробности см. www.mosconsv.ru/page.phtml).

Previous post Next post
Up