JR pass. Где купить и как использовать.

Jun 18, 2013 16:03


JR Pass (он же Japan Rail Pass) - проездной билет, действующий на территории Японии и приобретаемый за ее территорией перед поездкой. Считается эффективным средством экономить деньги на передвижении на синкансенах на дальние расстояния и, по возможности, большом числе поездок. Будет ли он выгодным в вашей конкретной ситуации можно попробовать определить, разобравшись в условиях его использования.

К вопросу «выгодно ли покупать JR pass?» - все относительно. Определенность и уверенность, оплаченные немного «сверху» в случае, когда все билеты на синкансены вам купит турагентство противостоят дешевизне и небольшой суете уже на месте в Японии. Слово «экономия» подходит одинаково хорошо как и для «времени», так и для «денег». Что из этого лучше - решать конечно же каждому лично.

Cмысл покупать JR pass, по большому счету, есть только если вы собираетесь перемещаться на синкансенах. Синкансены - довольно дорогой вид транспорта - окупить проездной можно, по большей мере, только за их счет. Если не принимать во внимание электрички в титаническом количестве, не предполагающем отдых. Про электрички не лишним помнить, что особенно актуальны они в Токио и Осака, а в том же Киото ситуация меняется в связи с тем, что траспорт там удобнее от других компаний и JR pass их не покрывает

Если вы не возражаете против относительно небольшой переплаты за заранее заказанные переезды на всех поездах, есть шанс экономить время и нервы. Сколько стоит спокойствие при посещении незнакомой страны, да еще в первый раз - решать надо самостоятельно. Вариантов два - все основные перемещения вам закажет ваше агентство, либо вы купите JR pass. Третий - в виде «покупать все на месте» практически гарантированно будет менее презентабелен, что с покупкой JR pass.

Из плюсов подхода «купить все заранее силами турагентства»:
  • Вы прилетаете в страну, имея на руках все необходимые билеты на основные перемещения. Получить их обычно можно в аэропорту (турагентство объяснит)
  • Вы гарантированно сядете на свои зарезервированные места и уедете на нужном поезде, не сорвав график путешествия и не переводя время, которое логично тратить на отдых. Остается просто вставлять билеты в турникеты на входе на станцию и спокойно ехать дальше.

    Практически идеальный вариант для тех, кто знает когда и куда он поедет и не сильно озадачен переплатой соответствующей мелочи. Тем кто путешествует «в неизвестность» интереса будет мало.

Если вы хотите максимально экономить и планируете много перемещаться на синкансене (много - понятие растяжимое, допустим - больше 3-5 раз), располагаете временем, никуда особо не торопитесь и готовы без особой стеснительности заняться проблемами перемещений уже на месте - JR -pass, наверняка, будет нормальным решением.

Из доводов «за» покупку:
  • Большая экономия при множестве поездок на синкансене. При условии, что вы будете путешествовать довольно активно - 3-5 дальних поездок, наверное, будут минимумом, при котором это начнет иметь смысл.
  • Относительная простота использования. Надо просто показать человеку на станции и идти садится на свои места (правда, в вагоне «без мест»)

Возможный негатив:
  • Практическая бесполезность проездного в случае, если вы приехали на неделю только в Токио. Будет очень сложно оправдать JR pass если вы не собираетесь перемещаться на синкансене - на обычных электричках в Токио придется ездить день и ночь, чтобы это стало выгодным.
  • Если вы не уверенно говорите по-английски, первый раз в Японии, не знакомы с устройством «как и где это все покупать, где офис по обмену ордера и как его найти» есть вероятность тратить много полезного времени на организацию своих перемещений. Надо обменять ордер на проездной по прилету, надо пойти в кассу - забронировать билет, предварительно объяснив куда и когда вы хотели бы поехать.
  • Если вы специально не бронировали места - поедите в синкансене в вагоне «без мест». Опять же, необходимо заранее потратить время на поход в кассы и объяснить там что вам хочется ехать «с местами». Так же есть шанс поехать в «следующем» синкансене в час пик, или на праздники, когда свободных мест в поездах может и не быть. Не исключена ситуация, когда придется стоять всю дорогу, или сидеть 2-3 часа на разбросанных по вагону местах, когда вам бы хотелось пообщаться с семьей. Не лишним будет знать,что сам JR не гарантирует вам резервирования места вокруг таких дат:
    • 28 декабря - 6 января (На новый год японцы традиционно много путешествуют)
    • 27 апреля - 6 мая (хороший сезон и праздники местные путешествуют)
    • 11 −20 августа (Обон, местные перемещаются по родным местам)
  • Будучи привязанным к JR может получиться очень неудобно в плане посещения каких то интересных мест. Скажем, на метро доехать гораздо удобнее, а вам придется искать способ пользоваться электричкой.
  • Если вы путешествуете несколькими компаниями - не факт что получится путешествовать вместе, в то время, как товарищи могут пользоваться метро (что в Токио вполне оправданно) или другими вариантами. Встречаться и искать друг друга в большом городе может быть не простым делом.

Если вы сомневаетесь, но у вас есть готовый план поездки с оплаченными гостиницами и известными сроками перемещений можно довольно просто прикинуть стоимость ваших поездок и прогнозируемую выгоду от покупки JR pass. Надо только потратить немного времени заранее, чтобы это не стало пустой тратой денег. Выход мне видится один. Перед поездкой надо иметь окончательный план перемещений. Затем потратить час-другой на поиск подходящих поездов. Это исключит все неожиданности вроде «единственный поезд, покрываемый проездным» в какой то день придется 3 часа ждать на станции, в то время, как уже можно было гулять по другому городу.

Прикидывать расписание и стоимости можно на нескольких ресурсах. Попробуйте и там и там, если есть сомнения.


Пример с поездкой из Токио в Киото, как стереотипное туристическое развлечение.

JR pass на неделю стоит 28,300 йен (+ комиссионные агентов при покупке на родине. т.е. дороже по факту)

Задаем на картах google наш маршрут. Скажем, мы живет на Уэно и хотим доехать до Киото. Получаем такие основные варианты по времени и стоимости с 2 часов дня, 14 июня (время совершенно случайно, на момент написания статьи):
  • Nozomi 27 Shinkansen - 2 часа 39 минут 13,520 йен
  • Nozomi 23 Shinkansen - 2 часа 36 минут 15,820 йен
  • Nozomi 111 Shinkansen - 2 часа 38 минут 13,520 йен
  • Hikari 515 3 часа 58 минут 13,060 йен покрываемый JR pass

У нас есть выбор - или потратить 4 часа на поездку на синкансене, который покрывается проездным, или доехать до Киото на полтора часа быстрее - синкансеном Nozomi, за который придется заплатить добавочные к 30 тысячам проездного 13 тысяч йен за билет. Если нас устраивает поездка длительность 4 часа - подсчитать рентабельность проездного совсем не сложно - 2 раза по 13 тысяч йен = 26 тысяч йен. Остается еще порядка 4 тысяч йен на перемещение в/из аэропорта по прилету в Токио и перемещения по городу на электричке JR. Мы едим в Киото не на 1 день, скажем 2-3 дня в Киото и 3-4 дня в Токио, исходя из условия недельного путешествия.

Если бы мы путешествовали без JR pass, мы бы заплатили 2 раза по 13.500 йен за синкансен до Киото (26 тысяч йен) и оплачивали бы на 4 тысячи йен (остаток выгоды с проездного) больше за перемещения по Токио на электричке JR.

JR pass не действителен на экспресс Skyliner (1 час, 2400 йен) - он идет от Уэно до аэропорта Нарита - в не зависимости есть ли проездой или нет - за экспресс придется платить в любом случае (5 тысяч туда-обратно почти). Оставшиеся варианты доехать до Нарита - практически все только или частными линиями, или автобусами, которые проездным не покрываются.

В этом случае я смысла с суетой с покупкой JR pass практически не вижу - экономии практически не получится, разве что за 3 дня в Токио вы успеете много ездить на электричках. Из минусов - суета с покупкой/обменом самого JR pass, необходимость идти в кассы/бронировать билеты (если надо ехать «с местами»). В то время, если они у нас уже куплены - мы просто идем на станцию и вставляем в турникет купленный заранее билет.

Добавим в поздку город Осака, помимо Киото.

Выбор между «все таки платить сверх стоимости проездного и ехать 3 часа за 14 тысяч йен, либо 3 часа 40 минут на оплачиваемом Хикари. Особой разницы между поездкой в Киото я не вижу. Учитывая, что от Киото до Осака можно доехать за 540 йен и 30 минут.

Усложняем задачу - посещаем Киото, Осака и Кобе с возвращением в Токио.

Покупаем билеты заранее (еще на родине):
Токио - Киото (2.5 часа, 13500 йен) + Киото - Осака (30 минут, 540 йен) + Осака - Кобе (0.5 часа, 400 йен) Кобе - Токио (3 часа, 14000 йен)
6,5 часов и 28500 йен.

Покупаем JR pass:
28000 йен (по факту больше) 3 часа 50 минут (Токио - Киото) + 30 минут (Киото - Осака) + 30 минут (Осака - Кобе) + 2 часа 55 минут (Осака - Токио)
8 часов и 28000 йен.

Так же особой разницы нет, разве что уже немного больше останется на электричку в Токио. Я не стал искать какие то особенные дни - просто посчитал на произвольное число июня. Синкансены покрываемые JR pass ходят по мнению гугля гораздо реже. Они же делают больше остановок - часа на полтора-два в пути придется провести больше - вероятно придется где то еще сидеть на станции и ждать своего оплаченного поезда.

Наверняка, ситуация поменяется в лучшую сторону, если в нашу поездку добавятся еще 1-2 удаленных города. Т.е. когда в перечне посещаемых городов появится 3-5 дальних городов, куда надо ехать на синкансене, проездной начнет себя хорошо и надежно окупать. Это все из расчета недельного проездного JR pass. Оправдать проездной на 2 недели будет уже прогнозируемо сложнее - поездок придется планировать гораздо больше.

У меня складывается впечатление, что прибыльность покупания JR pass во многом зависит от детального изучения условий его пользования и всех мелочей с ограничениями и разрешениями. Иначе на месте это может превратится в деньги, которые придется платить сверх тех 30 тысяч йен, что уже надо заплатить за обладание. Ниже - то, что мне получилось осмыслить и показалось относительно важным. Уверен, кому то будет полезно, я тоже с интересом изучил.

Кто может купить JR pass?

Любой человек, которого иммиграционный закон Японии трактует как «временный посетитель» (temporary visitor). Печать о соответствующем статусе вам поставят на паспортном контроле в аэропорту. При обмене JR-квитанции непосредственно на JR pass эту печать должны проверить.

Где купить JR pass?

JR pass можно купить только за пределами Японии. Процесс разделяется на 2 части - покупка ордера/квитанции будучи дома и обмен ордера уже в Японии на сам JR pass. Авторизованные продавцы снабдят вас квитанцией/ордером, которые надо будет обменять по приезду в Японию на сам JR pass. Если поездку в Японию вам планирует турагентство - оно вам чем то поможет. Если самостоятельно - сайт JR pass говорит про таких агентов по продаже проездных.

Офисы продаж ордеров на JR pass в России:
  • JAL Moscow (надо лететь до Японии именно компанией JAL)
    1-st Tverskaya-Yamskaya St. 5, HALS Tower, 4th floor 125047 Moscow, Russia TEL 495-730-3070
  • ANA Moscow World trade Center (WTC) Room 606, Mezhdunarodnaya-2 Building, 12 Krasnopresnenskaya Nab, 123610, Moscow, Russia TEL 495-258-2370
  • Tumlare Net travel Service (Moscow) 18/2 Volkhonka Street, 3rd Floor, RU 119019, Moscow, RUSSIA TEL 095-916-54-80 FAX 095-916-54-81
  • H.I.S. International Tours . Russia Ul. Dolgorukovskya, d.39/6, Moscow, RUSSIA TEL(7) 499-940-6216 FAX(7) 499 972-3802
  • KIR Tour (Moscow) Norodnogo Opolcheniya St., 43/2, 123060 Moscow, Russia TEL 495-226-5451 FAX 499-192-3101
  • Fregat Aero (Vladivostok) trade center Galereya, 69, Okeanskiy prospect, Vladivostok, 690090 RUSSIA TEL 4232-300-347/45-96-96
  • Corona travel (Moscow) 43/3 office 5, Pyatnitskaya st., Moscow, 119017, Russia TEL 495 540 54 17

Купить JR pass по интернету:

пишите где еще можно купить JR pass в интернете - дополним список, людям будет полезно.

Офисы обмена ордеров на JR pass а Японии (основные, полный перечень - тут):
  • Аэропорт Narita
    • Terminal 1 (travel Service Center, Ticket Office)
    • Terminal 2 (travel Service Center, Ticket Office)
  • В Токио:
    • Tokyo station - JAPAN RAIL PASS Exchange Corner (Yaesu North) и JR-CENtrAL Ticket Office (Yaesu Central)
    • Ueno station - Information Center(Central)
    • Shinjuku station - Information Center (South Ticket Gate), travel Service Center (East)
    • Shibuya station - Information Center (South)
    • Ikebukuro station - Information Center (Central Passage)
    • Shinagawa station - - Information Center (Central Ticket Gate) и JR-CENtrAL Ticket Office
  • Yokohama station - - travel Service Center
  • Shin-Yokohama station - JR-CENtrAL Ticket Office
  • Nagoya station - JAPAN RAIL PASS Exchange Corner и Ticket Office
  • Kyoto station - Ticket Office (Central) и JR-CENtrAL Ticket Office (Hachijo Shinkansen)
  • Shin-Osaka station - Ticket Office (Central)
  • Osaka station - Ticket Office
  • Kansai Airport - Ticket Office
  • Hiroshima station - Ticket Office


Cколько стоит JR pass?
Цены в японских йенах приведены в таблице ниже. Обратите внимание, что агенты по продаже JR pass добавлять к этим деньгам еще свои комиссионные. Купить проездной по себестоимости можно в офисе Japan Airlines (правда, надо будет лететь до Японии этой же компанией).
Первый класс (Green) Обычный (Ordinary) Взрослый Детский Взрослый Детский 7 дней 37,800 YEN 18,900 YEN 28,300 YEN 14,150 YEN 14 дней 61,200 YEN 30,600 YEN 45,100 YEN 22,550 YEN 21 день 79,600 YEN 39,800 YEN 57,700YEN 28,850 YEN
Есть обычные проездные (Ordinary) и проездные первого класса (Green). Они разделяются по стоимости на билеты для взрослых и детей (6-11 лет). Кроме того, есть варианты в плане класса комфортности на разных поездах, если это важно:
Класс Green Ordinary Синкансены «Nozomi» and «Mizuho»
на линиях Tokaido, Sanyo и Kyushu *1 Green Car × × Ordinary Car × × Синкансены «Hikari» «Sakura,» «Kodama» и «Tsubame»
На линиях Tokaido, Sanyo и Kyushu, дургие поезда на линиях Tohoku, Yamagata, Akita, Joetsu и Nagano. «Kodama» на моей памяти самая медленная - делает много остановок, «Hikari» получается быстрее. GranClass *4 ☆ ☆ Green Car
•*2 ☆ Ordinary Car • • Ordinary private Compartment ☆ ☆
Limited express,
Ordinary express
Green Car
•*3 ☆ Ordinary Car • • Green private Compartment ☆ ☆ Ordinary private Compartment ☆ ☆ Sleeping Car ☆ ☆ Поезда Local и rapid. Green Car • ☆ Ordinary Car • •
• - JR pass полностью покрывает все расходы
☆ - потребуется доплата.
× - JR pass не действителен.

*1 - JR Pass не действителен на любые места на синкансенах «Nozomi» and «Mizuho».
*2 - В большинстве синкансенов «Hikari» и «Kodama» на линии Sanyo(Shin-Osaka―Hakata) нет вагонов перового классе (Green Cars). Тоже самое отнсится и к синкансенам «Sakura» и «Tsubame» Series 800 на линии Kyushu.
*3 - Необходима доплата за " limited express" в дополнение к «DX Green», если нужен это класс.
*4 - Для вагонов класса «GranClass» JR pass покрывает только часть стоимости - потребуется доплата за " limited express" и «GranClass».

Как пользоваться JR pass?

Для поездки «без мест»
В синкансенах «Hikari» «Sakura,» «Kodama» и «Tsubame» есть специальные вагоны c «non-reserved seats». Достаточно просто показать свой JR pass человеку на проходе на станцию и усаживаться на свободные места. На станции практически всегда есть разметка для каждого поезда и обозначения для таких вагонов.

Хочу ехать на «зарезервированных местах».
Бронирование мест для владельцев JR pass бесплатно (остальные за это платят). Надо появится в Reservation Office (Midori-no-madoguchi) на станции JR, любом Travel Service Center. Продемонстрировать свой JR pass и заказать/получить билет на конкретное место.
  • На синкансены «Nozomi» и"Mizuho" придется доплачивать отдельно.
  • На большинстве синкансенов «Hikari» и «Kodama» линии Sanyo (Shin-Osaka-Hakata) нет вагонов первого класса (Green Cars), равно как и на поездах направления Series 800.
  • На автобусы JR buses «Mizuumi-go» (между Aomori - Towadako) и «Oirase-go» (между Hachinohe и Towadako) требуется предварительное бронирование билетов.
Офисы по бронированию билетов имеют такие обозначения:


На какие виды транспорта действителен JR pass?
  • Поезда JR
    Практически все поезда сети Japan Railways, включая синкансены и поезда limited express, express, rapid, local.
  • Aoimori Railway между Hachinohe и Aomori
    Обладатели проездного могут сходить с поезда или садиться в него только в Aomori, Hachinohe и Noheji Stations. Так можно добраться до полуострова Shimokita.
  • Tokyo Monorail - добраться до аэропорта Haneda
  • Паром JR Ferry до Miyajima
  • Местные автобусы JR buses на следующих маршртах:
    • Yamaguchi - Hagi
    • Kyoto Station - Ryoanji - Takao
    • Kanazawa Station - Kenrokuen
    • JR buses to Lake Towada
    • JR city buses around Sapporo
    • JR local bus to Kusatsu Onsen

Карта путей поездов JR
(с сайта www.japan-guide.com)



В какиих случаях JR pass не действителен, или понадобится доплата?
  • Синкансен Nozomi на линии Tokaido/Sanyo.
    Этот синкансен проездным JR pass не покрывается - надо будет заплатить всю обычную стоимость билета. Есть вариант пользоваться на этой линии синкансеном Hikari, который немного медленнее, делает чуть больше остановок и ходит не так часто.
  • Синкансен Mizuho на линии Sanyo/Kyushu.
    Так же не покрывается JR pass и требует полной оплаты обычного билета. На этой линии обладателям JR pass можно воспользоваться поездами Sakura, которые немного медленнее, но ходят чаще.
  • Поезда JR на путях/маршрутах других компаний.
    Тут надо будет доплатить в пользу компаний, которым принадлежат эти пути. Доплатить можно в поезде, или на станции. Подробнее можно прочитать на соответствующей странице japan-guide.com. Как следствие, придется доплатить, если вы хотите экономить время на перемещаениях «без пересадок» на экспрессе (например LEX).
    Карта путей, где поезда JR
    по путям, принадлежащим другим компаниям
    (с сайта www.japan-guide.com):



    1 Morioka - Aomori
    Local, rapid и night trains между Morioka и Aomori. JR Pass действителен на поездки по Aoimori Railway между Hachinohe и Aomori (только до станций Hachinohe, Noheji и Aomori)
    5330 yen + дополнительная плата за ночные поезда.
    2 Muikamachi - Saigata
    Местные поезда и Hakutaka Limited Express (Echigo-Yuzawa - Kanazawa).
    950 yen +500 йен*

    3 Osaki - Shinkiba
    Поезда линии JR Saikyo Line, идущие по линии Rinkai. (Бывает удобно добраться до Одайба с Синдзюку и Сибуя)
    380 yen

    4 Ito - Izukyu Shimoda
    Местные поезда и Odoriko Limited Express (Tokyo-Shimoda).
    1570 yen +500 йен*

    6 Kawarada - Tsu
    Местные поезда и «Mie rapid trains» между Nagoya и Toba через Ise. Limited express из Nagoya через полуостров Kii в направлении Kumano.
    490 yen +310 yen*

    7 Nishimaizuru - Toyooka Fukuchiyama - Miyazu
    Limited express из Kyoto и Osaka до Amanohashidate.
    1480 yen

    8 Kamigori - Chizu
    Местные поезда и limited express из Kyoto и Okayama до Tottori.
    1260 yen +510 yen*

    9 Kubokawa - Sukumo
    Limited express из Okayama, Takamatsu и Kochi до Sukumo.
    2350 yen

    10 Yatsushiro - Sendai
    Местные поезда между Shin-Yatsushiro и Kagoshima.
    2550 yen

    * доплата за поезда «limited express»
  • Специальные типы вагонов и поездов (например, ночные поезда)
    Эти типы поездок не полностью покрываются JR pass и требуют доплаты в большинстве случаев. Если вам важно путешествовать в «люксовом вагоне», или есть желание сэкономить время, перемещаясь в ночном поезде - читайте подробнее.
  • Междугородние автобусы.
    Для проездных, выданных с 31 марта 2013 года эта опция больше не действительна. Проездной остался действительным для местных автобусов JR buses. Автобусы, даже не охватываемые JR могут часто быть очень выгодным вариантом достижения цели.
  • Пригородные поезда.
    Например, поезда Home Liner, требующие своего билета, который не покрывается JR pass.

По материалам хороших ресурсов, которые можно изучить самостоятельно и более подробно:
  • www.japanrailpass.net/eng/en001.html
    Официальный сайт с JR pass - там все что надо, если хочется детально и «на данный момент».
  • www.japan-guide.com
    Если хочется еще изучить «куда» можно поехать в Японии - с JR pass или без него, что может быть гораздо полезнее самого проездного.

Япония, транспорт

Previous post Next post
Up