А как хорошо все начиналось...
Вот просто как будто добротная психологическая проза. Одного этого мне было бы вполне достаточно, но роман пленил также атмосферностью описаний и блестящей саркастичностью диалогов.
Ко всему прочему, эта книга попала ко мне случайно (случайности не случайны, не правда ли?) и очень вовремя. Казалось бы, ну просто знак судьбы. Почти всю книгу именно так и казалось.
Но на последних страницах саркастичность переросла в карикатуру, и я перестала понимать, то ли так изначально и было задумано, а я не просекла, то ли автор решил зачем-то обломать меня в моих ожиданиях.
Я даже не поленилась слазить в Википедию и узнала, что "многие критики не разделили мнения букеровского комитета и резко оценили роман. Publishers Weekly счёл концовку неудачной и назвал роман далеко не самым лучшим в творчестве Макьюэна. Library Journal также охарактеризовал развязку «Амстердама» как неубедительную".
Вот-вот. Именно что развязка показалась мне неубедительной.
Но все же по трезвому размышлению я скорее склоняюсь к мысли, что на самом деле все и было задумано как карикатура (возможно, специально, чтобы выразить авторскую позицию по поводу эвтаназии), потому писательское мастерство Макьюэна здесь сослужило ему плохую службу. (Дальше, кажется, немного спойлеров). Душевные терзания Клайва и Вернона сделали их совсем не посторонними мне людьми - и вдруг бах! - оказывается, оба они монстры в овечьих шкурах. Не верю! Не монстры, а самые обычные люди.
И даже хорошо, думается, что Молли умерла еще до начала романа, а то Макьюэн и ее сумел бы выставить в худшем свете.
Но знакомство с автором вполне приятное. Стоит продолжить, определенно.