Решил я прочитать эту книгу после того как посмотрел весьма неплохой фильм 97-го года "Царевич Алексей". В те времена снимали в основном фильмы кондово отвратные(хотя как и сегодня), но эта кинокартина получилась добротной.
http://vkontakte.ru/video759921_162083769 Фильм от книги как это принято и нормально(всё-таки два разных жанра) отличается как небо и земля, но книга -- значительно лучше. Практически класс. Я мало чего знал и знаю о Мережковском кроме того, что он был женат на Зинаиде Гиппиус, с которой как утверждает некий Соломон Волков он занимался свальным групповым сексом.
Этого Соломона Волкова я всерьёз не воспринимаю, да и читать его наверное не стоило, хотя бы из-за тонкого сочетания имени и фамилии, но его в своё время отрекламировал в восторженных тонах один убогий исполнитель песен Высоцкого на английском и я исключительно в исследовательских целях(интересно же, что заводит карикатурных мудаков, которые мерзко воют "Володю" на гитарке) этого Волкова прочитал. Претенциозная еврейская литература, пусть и не самого низкого пошиба. Это я о Волкове. И я как-то не поверил в крамолу Волкова о Мережковском(да и как я мог поверить, заГОЙвор ведь стоит кругом), впрочем это не главное.
В те времена когда писал Мережковский русская литература достигла своего наибольшего расцвета, возможно тогда не было тех великих классиков, но в целом уровень отечественной словесности возмужал и стал зрелым. И достиг наверное своего исторического идеала. Поэтому сегодня Мережковский смотрится современно, причём современней, простите за тавтологию, чем многие современные авторы.
Если сравнить с нонешными историческими реконструкциями, которыми практикует в частности лидер оппозиции Акунин, то они Мережковскому проиграют по всем параметрам. В этой книге высочайший синтез классного прозаического слога и историософского подтекста, причём не шизофренического, а такого какой и должен быть.
В центре книги противостояние Петра и его старшего сына Алексея, известная историческая трагедия, сыноубийство. В российской истории таких трагедий немало, две из них связаны с именами Ивана Грозного и Петра Первого, который стали источником государственной и общественной смуты на долгие годы, и третья с Иосифом Сталиным, который как-то заявил, что солдат на фельдмаршалов не меняют.
История малость иная, но смысл тот же: великие тираны жертвуют всем самым дорогим, что у них есть личным ради эфемерных государственных интересов(эфемерным, потому что в сухом остатке непонятно, что это такое в материальном плане). В этом и заключается смысл книги: противостояние человеческого и нечеловеческого, любви и власти, поступков по сердцу и поступков по уму, доброты и цинизма. Второе побеждает, но губит в итоге всё.
Хорошо показана шизофреническая историчность: старую Русь не жалко, со всей этой дикостью и мракобесием, Пётр поступает правильно, но эти дикость и мракобесие -- это люди, значит приходится идти по головам, обрубать их в утра стрелецкой казни. Страна залита террором ради благой великой цели и ради этой цели Пётр жертвует всем, даже сыном и собственной душой.
Не читал до этой книги Мережковского, но обязательно почитаю другие его книги.