Викторианский готический бульварный роман.
То есть, учитывая, что книшка современная, стилизация под викторианский роман.
Главный герой - тот самый Брэм Стокер, секретарь Ирвинга. Его главная задача - остановить Джека Потрошителя, который на самом деле одержимый Сетом американец Тамблти.
Стокеру в этом благородном деле помогают мать Оскара Уайльда Сперанца и популярный в то время писатель Холл Кейн. Попутно Стокер, как мы понимает, собирает материал для "Дракулы".
Редкая штука, когда понимала все недостатки романа - а читалось с удовольствием...
Во-первых, выбрав на роль героев реально существовавших личностей, автор постарался не просто позаимствовать имена, а дать им реально существовавших друзей, проблемы, детали быта и исторический антураж.
Холл Кейн - единожды вскользь упомянут в биографии Дойля, написанной Джоном Диксоном Карром. Злой, ехидный, - и не исключено, что весьма точный портрет матери Уайльда в статье Чуковского. "Письма" самого Оскара в зелененькой серии Азбука-классика. Эллен Терри в "100 великих актрис".
Радость узнавания, встреча со старыми знакомыми, захожу с любопытством в их дом, оглядываюсь... У Стокера был неудачный брак? Та самая Флоренс Болкомб, которую Уайльд просил вернуть золотой крестик? А ведь Эллен Терри действительно посетила лечебницу, готовясь к роли Офелии!
Но где-то с середины книги мне заметно поскучнело.
Когда быт ушел прочь и начались страшные-страшные, ужасные-ужасные, кровавые-кровавые преступления Джека Потрошителя. Кажется, автор решил просто положиться на факты, и на этот раз они его подвели. Для полноценного напугательства читателя важны не только факты чудовищных преступлений, но и манера их подачи.
У Риза же вырисовалась следующая схема - Стокер узнает про очередное преступление - Боже, это ужасно - идет к своим помощникам, и те тоже хватаются за сердце - беспомощное и бестолковое обсуждение - и новый кровавый сувенир от Тамблти в доме Стокера. Предсказуемость убивает всякий страх:) И ведь так практически до самого финала.
В финале, разумеется, у Стокера появляется ХИТРЫЙ ПЛАН, который он успешно осуществляет.
И вроде бы в тексте были там и сям разбросаны ниточки-намеки-предпосылки... но как-то уж очень разрозненно, за кровишшшей, распластанными телами и вырезанными органами ничего не видно. Именно поэтому я в краткую характеристику добавила "бульварный". Грубо сработано.
Еще о положительных сторонах. Риз своей книгой отвечает на вопрос "а вот какие бы кошмарные и мистические события, переработанные творческим воображением писателя, могли стать основой для Дракулы? ". И эта игра на сходствах-отличиях, преображении в узнаваемый оригинал ему удалась.
Но герои с первым убийством Джека застывают - со старательно прорисованным испугом на лице. Становится скучно и обидно, так как в первой трети были предпослыки к обратному, надежда на раскрытие и развитие характеров в экстремальной стиуации. Вместо этого получилось упрощение и уплощение.
. Достаточно специфическая книга. Интересная стилизация под викторианский стиль, хорошая работа с материалом, интригующая завязка и заваленная, клюквенно-кровавая середина. И в целом, как ни страннно, изнаночная сторона намного интересней лицевой, примечания важнее основного текста. Шесть из десяти, но - я из целевой группы любителей викторианства и готики:), поэтому поставлю восемь.