Одним из последних романов французского детективщика Себастьена Жапризо стал роман "Долгая помолвка", написанный в 1991 году, когда Жапризо было уже 60 лет. На мой взгляд, именно возраст писателя повинен в том, что блеск и легкость, которые отличали более ранние работы Жапризо, в "Долгой помолвке" превратились в морализаторство и неспешное занудство.
По большому счету, "Долгая помолвка" - это пацифистский гимн. Он хорош первые 20-30 страниц, а далее становится крайне предсказуемым и утомительным.
Жапризо рассказывает о многолетних поисках девушки-инвалида Матильды, которая пытается разыскать своего жениха, во время Первой мировой войны якобы приговоренного к смерти военным трибуналом. Девушка не верит, что любимый мертв, и начинает активную переписку со всеми, кто мог что-то знать или слышать о Манеше и его пятерых товарищах по несчастью.
Очень быстро я запуталась в именах и прозвищах всех приговоренных, в именах и прозвищах их родных и близких, с которыми переписывалась Матильда. Я утонула как в болоте в тысяче мелких и, по большому счету, ненужных подробностей, и вскоре меня даже судьба Манеша перестала интриговать. К середине романа мне было совершенно наплевать, жив Манеш или все-таки умер.
Если Жапризо хотел сим долгим опусом сказать, что война - это плохо, то это и так всем понятно; если хотел показать, как благородны те, кто совершает самострел, то это очень спорный вопрос... Ну или пытался на 300-страничный роман растянуть прекрасное стихотворение Константина Симонова "Жди меня и я вернусь, только очень жди"?
Лучше б я перечитала стих и на этом успокоилась. Роман не понравился.
А фильм с Одри Тоту даже смотреть не стала.