Эта книга давно меня интересовала.
Любопытно было узнать, похожи ли на "Нильса" другие книги Лагерлеф.. Я встречала упоминание о ней дважды в постах
fiafia и откладывала, и в конце концов прочла.
Просто и трогательно - убийственное по воздействию сочетание, особенно, когда речь идет и любви.
Начав первую главу, я решила через два абзаца: ну, понятно, критический реализм, бедные крестьяне, Мартин Андерсен Hексе...
И еще через пару минут стереотип зашатался и рассыпался.
Отец берет на руки новорожденную дочь:
"
Сразу за этим сердце, как никогда прежде, забилось у него в груди. Он тут же перестал мерзнуть и чувствовать себя расстроенным, опечаленным и злым, а все стало прекрасно. Единственное, что его волновало, это то, что он никак не мог понять, отчего все так колотится и бьется в груди, как после танцев, бега или подъема на крутую гору.
- Милая, - сказал он повитухе, - приложите-ка сюда руку! Мне кажется, что сердце бьется очень странно.
- Да, настоящее сердцебиение, - сказала повивальная бабка. - Может, у вас это иногда бывает?
- Нет, прежде у меня никогда этого не было, - заверил он. - Чтобы так - никогда." Так начинается настоящая жизнь главного героя , Яна. Не знавшего, что такое любовь, до того, как ему вручили Ее - Eдинственную, Cветлую, Cвятую, Aнгела.
Реализм кончился. Ян живет с тех пор в сказке. В мире, где его дочери угрожают тролли и злые духи, а ангелы защищают ее.
"Ели здесь, на вершине холма, были старыми и пышными. Глядя при свете факелов на то, как они стоят с огромными снежными комьями на ветвях, невозможно было не заметить, что многие из них, казавшиеся ранее деревьями, были не чем иным, как троллями с остренькими глазками под белыми снежными капюшонами и длинными острыми когтями, торчащими из толстых снежных варежек.
Все хорошо, пока они ведут себя спокойно, а что, если кто-нибудь из них протянет руку и схватит кого-нибудь из проходящих мимо! Для взрослых и стариков это, пожалуй, не так уж опасно, но Ян всегда слыхал, что тролли особенно любят маленьких, маленьких человечьих детишек, и чем меньше, тем лучше." Кого берет Ян в крестные? Конечно, Солнце.
Какое имя оно дает девочке? Клара Фина Гуллеборг - что в переводе значит:Ясная Прекрасная Крепость.
Так начинается история великой любви отца и дочери. Она трагична и трогательна ,как сказки Андерсена.
Молодые женщины подвержены искушению и греху. Как Мари ( "Дриада ") , как Анне Лисбет ("Анне Лисбет") и Христиночка ( "Иб и Христиночка").
Невинные и веселые девочки убегают в Город.
Далеко от "родного дола" и от первой любви.
И если возвращаются, то постаревшими и несчастными...
(На самом деле, Клара уезжает для того, чтобы помочь родителям - и выполняет свою задачу.
Вернуться ей просто тяжело: стыдно.)
Очень, очень важно для грешниц раскаяться от всей души. Очевидно, это тонкости сурового датского протестантизма: получить суровое наказание, осознать, раскаяться и умереть..
Наказание за грехи, как правило, ужасно: смерть близких, болезни и муки совести.
"Умирающая, всеми забытая, лежала она в такой жалкой каморке, какою могла еще, пожалуй, довольствоваться в дни юности, в степи Сейс, но не теперь, после того как успела привыкнуть к роскоши и богатству"( "Иб и Христиночка") "
Настал для Анне Лисбет серьезный, страшный час пробуждения совести. Суеверный страх бросал ее то в озноб, то в жар. Многое, о чем она никогда и думать не хотела, теперь пришло ей на ум. Беззвучно, словно тень от облачка в яркую лунную ночь, пронеслось мимо нее видение, о котором она слыхала прежде." ( "Анне Лисбет ") И другие персонажи повести - "андерсеновские".
Ян, потерявший рассудок - дурачок Расмус (" О чем рассказала старая Иоанна");
Он же бросается в воду, чтобы спасти дочь - как Юрген ("На дюнах");
Строгий пастор-учитель;
даже злой помещик-Ларс - настигнут вомездием, гибнет под колесами лошади. Пустая повозка несется по лесу, подобно карете с призраком из "Анне Лисбет".
"Близко-близко мимо нее промчалась четверка фыркающих коней; из очей и ноздрей их сверкало пламя; они везли горевшую как жар карету, а в ней сидел злой помещик, который больше ста лет тому назад бесчинствовал тут, в окрестностях. Рассказывали, что он каждую полночь въезжает на свой двор и сейчас же поворачивает обратно." "Среди деревенских ребятишек была одна маленькая бедная, оборванная девочка, красавица собою. Она вечно пела, вечно смеялась и вплетала в свои черные кудри красные цветочки.
- Смотри, не забирайся в Париж! - говаривал ей старый священник. - Бедное дитя, ты пропадешь там!" ( "Дриада") "Когда он ( пробст) увидел эту молодую девушку в красном платье, он, конечно, испугался, что оно шелковое, и велел звонарю позвать девушку вместе с родителями, чтобы поговорить с ними...
- Послушай, дочь моя, что я тебе скажу, - сказал он Кларе Гулле, положив руку ей на плечо. - Ничто не помешало бы мне одеться в епископские одежды и повесить золотой крест на шею, если бы мне этого захотелось. Но я не делаю этого, потому что не хочу казаться лучше, чем я есть. Так же и тебе не следует одеваться роскошно, как мамзели из господского дома, коль скоро ты всего лишь дочь бедняка." Я не берусь анализировать дальше, потому что тут уж я мало, что знаю. Думаю, что "милосердие Божие" в лютеранском толковании - довольно суровая штука.
"Когда пастор сказал это, все люди посмотрели в сторону Клары Гулли, и их поразило то, что они увидели.
Казалось, слова пастора уже сбылись. Здесь, возле могилы своих родителей, стояла Клара Фина Гуллеборг из Скрулюкки, названная в честь самого солнца, сияющая и преображенная.
Она была так же прекрасна, как в то воскресенье, когда пришла в церковь в красном платье, а может быть, еще прекраснее." Это преображение происходит в момент отпевания обоих родителей Клары, смерть которых произошла по ее вине.
"Сердце ее так переполнилось всем этим светом, миром и радостью, что разорвалось. Душа ее полетела вместе с лучами солнца к богу, и там никто не спросил ее о красных башмаках."
( ""Красные башмаки") Красные цветы да красные башмачки до добра не доведут.
И вот мысли о цвете греха привели меня к совершенно неожиданной параллели: к "Алым парусам" Грина.
Любовь отца и дочери, связанных душевно, как нельзя сильно!
Есть мечта, сказка о прекрасном будущем дочери.
Эта мечта окрашена в алый шелк.
именно он окажется знаком воплощения мечты.
Алый шелк оказывается поворотным и в судьбе Клары:
"
Один из тех торговцев, что бродят с большими мешками за спиной, добрался аж до Аскедаларна. Когда он увидал Клару Гуллю во всем великолепии юности, он вынул из мешка ткань и хотел было уговорить родителей купить ее. Ткань была красного цвета и переливалась почти как шелк.
Ткань была столь же дорогой, сколь красивой, и у Яна с Катриной не было никакой возможности купить девочке такую на платье, хотя понятно, что, по крайней мере Яну, ничего другого бы так не хотелось.
И подумать только, торговец долго настаивал и упрашивал, но все впустую! Тут он просто вышел из себя, поскольку не мог настоять на своем. По его словам, у него засело в голове, что эта ткань должна быть у их дочери. Во всей округе он не видел никого, кому бы она так шла.
А затем он взял и отмерил столько ткани, сколько требовалось на платье, и отдал Кларе Гулле. Оплата его не волновала. Он попросил только дать ему возможность увидеть Клару Гуллю в красном платье, когда в следующий раз придет в Скрулюкку." Но начиная с этого пункта "утопия" переходит в "антиутопию".
Прекрасный принц так и не появится. Красота, юность, желание жить пропадут.
Ассоль ждет корабль каждый день.
Ян каждый день ждет обратно свою дочь в красном платье .
" он не мог не обратить внимания на маленького человека с кротким и добрым выражением лица, который сидел и ждал здесь день за днем. Он держался совершенно спокойно и безразлично до тех самых пор, пока не показывался пароход. Тогда он вскакивал с сияющим от радости лицом. Он опрометью сбегал с горы и вставал на самом дальнем конце пристани, словно был уверен, что встретит кого-то. Но ни один приезжий никогда к нему не подходил. Когда корабль отчаливал, он оставался стоять так же одиноко, как и прежде.
Радости на его лице уже не было, и когда он отправлялся домой, то выглядел старым и усталым. Было даже страшно, хватит ли у него сил подняться в гору." Ассоль считают "тронутой" в деревне, где она живет.
Ян сходит с ума, потому что не может примириться с правдой.
Ассоль покидает Каперну в тени алого шелка.
Клара возвращается бесславно, и после гибели отца занимает его место на пристани.
"С каждым днем Клара Гулля все больше боялась не найти покойного. Она сняла комнату у одного из торпарей возле Борга и поначалу позволяла себе хоть изредка бывать днем дома. Но постепенно ее охватил такой страх, что она почти не могла спать или есть. Она постоянно находилась на пристани и простаивала там не только все короткое дневное время, но и бесконечно длинные вечера, пока не наступало время ложиться спать." Почтение и любовь к отцам - практически центральная тема.
Наверно, поэтому принца и нет. Отец и дочь - их отношения развиваются и приводят к развязке.
Помимо этого есть циничный Ларс, непочтительный и наглый зять, дети Сеточника - разорившегося богача, по-разному трактующих уважение к родителям. Линнарт, примирившийся с отцом накануне смерти.
Отец - Создатель - Бог. Как возможно не почитать своего Отца?
"- Как мы называем Бога, Клара Гулля? - сказал учитель.
Клара Гулля поднялась из-за парты. Щеки ее пылали, а маленький хвостик косички стоял торчком на затылке.
- Мы называем Его Ян, - ответила она громко и отчетливо.
По всей школе тут же прокатился легкий смешок. И господа, и члены школьного совета, и родители, и дети, все заулыбались, и даже учитель, казалось, развеселился.
- Клара Гулля, наверное, хотела сказать «Отец», - сказал он, - но вместо этого она сказала «Ян», потому что ее собственного отца зовут Яном. Однако нам не следует так уж удивляться этой маленькой девочке, ибо, я думаю, вряд ли найдется в этой школе ребенок, у которого был бы такой хороший отец, как у нее. Я видел, как он стоит, поджидая ее перед школой в дождь и непогоду, и как он приносит ее в школу в метель, когда дорога завалена снегом. Нет ничего удивительного в том, что она говорит «Ян», когда хочет назвать самое лучшее, что ей известно.
Учитель погладил девочку по голове, а люди засмеялись и вместе с тем были растроганы.
Клара Гулля сидела, опустив глаза и не зная, куда деваться, а Ян из Скрулюкки был счастлив, словно король, потому что вдруг ясно понял, что эта маленькая девочка всегда принадлежала и будет принадлежать только ему и никому больше." .