Читая Гениса или Вайля, следуешь, прямо по классику, похвальной цели - себе присвоить ум чужой. Даже если делаешь это просто для удовольствия узнать о чужих путешествиях нечто особенное, выхваченное взглядом именно этого конкретного человека, не замеченное миллионами других.
Кулинарная призма авторского взгляда для меня уж совсем притягательна. Еда - важная и наиболее понятная каждому часть культуры. Наиболее объединяющая все страны мира (хотя и служащая в то же время яблоком раздора для всех религий).
Многие очерки уже были опубликованы в "Сладкой жизни", но все равно было приятно перечитать их. Особенно мой любимый, про Италию, конечно.
Из нового особенно интересным показался очерк о том, как в социалистическое время полностью выжили из кухни гастрономическую составляющую. Мне теперь понятно, почему до сих пор некоторые рестораны с действительно хорошей едой стоят почти пустыми, в то время как в плохих кипит жизнь. "Английский путеводитель 1980 года отмечает, - пишет Генис, - что русские не ждут от ресторанов вкусной еды. В обед они ищут передышки, в ужин - выпивки и танцев". Похоже, и до сих пор многие в нашей стране ходят в ресторан пообщаться-потусоваться, и это способствует развитию чего угодно, но отнюдь не хорошей кухни.
На закуску Генис рассказывает о любопытной научной теории Ричарда Рангхэма, аргументированно доказывающей, что именно изобретение возможности готовить пищу сделала из обезьяны человека.
Автор то ли шутливо, то ли на полном серьезе, соглашается с Рангхэмом. И я тоже не вижу никаких причин не согласиться.
И уж во всяком случае (вернемся к классику), быть можно дельным человеком и думать о еде своей.