Гюнтер Грасс - повесть «Кошки-мышки». Первое мое знакомство с творчеством Гюнтера Грасса было неудачным. Во-первых, я не совсем до конца понял и осознал прочитанный роман «Мое столетие», а вот вторых долго пытался разобраться в своих ощущениях к писателю с прошлым эсесовца.
После этой повести я окончательно признаю свою близорукость по отношению к этому большому и интеллектуальному писателю. Творчество Грасса многослойно, в небольшой по объему повести он вместил столько смысла, что мне было не просто с наскока глубоко понять и освоить прочитанное.
Каковы истоки и предпосылки жестокости и насилия пробуждающегося у целых народов и толкающие их на бессмысленное уничтожение себе подобных и духовные последствия катастрофической бойни устроенной нацистами, фашистами и прочими -истами? Это основные вопросы, на которые пытается ответить автор, переосмысливающий темное прошлое своей страны.
По прошествии времени гебельсовские эпигоны склоны подгонять все прошлые духовные, моральные и нравственные искривления под систему и аргументировать необходимостью, случайностью обстоятельствами. Они приписывают воинской отваге абсолютную этическая ценность. Той самой воинской отваге, которая формировалась пропагандисткой машиной тем самым, оправдывая все совершаемые ими преступления.
Грасс использует очень интересный литературный прием. Он пропускает все события второй мировой войны сквозь призму сознания подростка, война идет даже не фоном, а чем-то глубоко будничным на периферии сознания как неотъемлемая часть повседневности. Никаких оценок или даже намеков на них, или подсказок. Читатель должен до всего доходить самостоятельно.
Мышь это огромный кадык главного героя повести, по сути, метафора, символизирующая уязвимость. Автор проводит параллели между главным героем стремившемся прикрыть свое слабое место при помощи железного креста и всем нацистским режимом стремившемся идеологически прикрыть геополитическую несостоятельность своих притязаний, в том числе и историей Тевтонского ордена с его атрибутами. По сути Грасс ставит знак равенства между подвигом во славу Гитлера и мелким преступлением своего главного героя. В связи с этим интересна эволюция преодоления главным героем своих слабостей. От отвертки (с ее помощью он добился авторитета перед товарищами), которую он носил на шее, до иконки (своего рода духовные поиски, хотя я до конца не понял авторский реминисценций на Деву Марию, которая была патронессой тевтонского ордена) и железного креста (сначала ворованного, а затем «заработанного»).
Можно ли считать ли героем человека, совершившим подвиг по имя своего государства, если оно было нацистским, автор однозначно отвечает нет. Нет оправдания преступлениям, даже если они сопровождались проявлением воинской доблести. Автор разрушает систему фабрикации героев. Вокруг этого и строится вся сюжетная линия.
Честно признаюсь, что до конца не расшифровал причину самоубийства совершенного главным героем в конце повествования. Я так легко раскрываю сюжетную линию только потому, что она является всего лишь цепью последовательных событий, на которые нанизаны поступки персонажей. В книге вообще много реминисценций, и не все они мною расшифрованы.