В термодинамике есть понятие энтропии. Энтропия - это сокращение доступной для дальнейшей работы энергии вещества в результате передачи энергии. Говоря очень утрированно, это мера неспособности элементов системы совершать работу, нивелирование температур, в результате чего преобразование теплоты в работу становится невозможным. В конечном счёте это ждёт нашу Вселенную.
Понятие энтропии было перенесено американскими писателями 60-х годов (среди них Томас Рагглз Пинчон) на социум: «любое произнесенное слово, любая напечатанная строчка создают связи между собеседниками и нивелируют уровень, который ранее характеризовался различием в информации, а значит - большей организованностью» (французский антрополог Клод Леви-Стросс). Это - неизбежный с развитием Интернета процесс виртуализации культурного пространства, потери индивидуальности, коллективного творчества, компиляций, цитирований, комментариев к комментариям и т.п., которому, как модели всемирной культуры XXI века, присвоен термин постмодернизм.
Так вот энтропия, понимаемая как движение современной цивилизации к хаосу и гибели, - основная метафора в литературном мире Томаса Пинчона (амер. писатель -постмодернист втор. пол. ХХ в.)
Манера письма Пинчона - усложнённая, (пере)насыщенная культурными реалиями. В каждом имени, в каждом числе есть подтекст - мифологический, библейский, исторический, политический и т.д. Его дебют - роман «V» - принёс 26-летнему Пинчону Фолкнеровскую премию. Критики поставили этот роман в один ряд с «Моби Диком» Мелвилла и «Улиссом» Джойса.
Сам Пинчон относится к своей славе исключительно спокойно - он никогда не дает интервью, не показывается на публике, и никто толком не знает, как он выглядит. Его место жительства и образ жизни остаются в тайне с середины 1960-х годов. По словам известного музыканта с радикальными наклонностями Лори Андерсон, она в свое время направила писателю через его агента письмо с просьбой разрешить сделать из его " Радуги тяготения" оперу. Пинчон ответил, что даст такое разрешение при условии, что в опере будет использован только один инструмент - банджо. Вопрос был снят.
Далее - о двух его прочитанных мною произведениях: программном рассказе «Энтропия» и наиболее читабельной из всех его книг «Выкрикивается лот 49».
«Энтропия». В рассказе - стремление передать движение современной цивилизации к хаосу и гибели. Показаны две квартиры, олицетворяющие собой два мира: на 5-м этаже - упорядоченный, «герметично закупоренный» (с) мир оранжереи Каллисто, и на 4-м - бардак и сумбур пьяной вечеринки. Гибнущий в своей замкнутости мир Каллисто может спастись (вернее, ненадолго продлить своё существование) только нарушив свой вакуум (буквально - разбив окно) - и то - лишь ценой стремления к хаосу соседей.
«Выкрикивается лот 49».
После смерти Пирса Инверэрити Эдипа Маас узнаёт, что назначена его душеприказчицей (у неё с ним была любовная связь). Посмотрев спектакль «Трагедия курьера» и проникшись его предапокалиптической атмосферой, Эдипа пытается что-нибудь узнать об упомянутой в пьесе загадочной системе Тристеро, конкурирующей с почтовой монополией «Торн и Таксис». Постепенно выясняется, что все прямо или косвенно оказывается связанным с наследием, оставленным Инверэрити. Множащиеся случайные слова и символы указывают на существование некой организации, возникшей в Европе в противовес имперской почтовой системе и, по всей видимости, с середины прошлого века продолжающей свою тайную деятельность в Америке. Эдипа начинает подозревать, что стала объектом заговора или розыгрыша со стороны Инверэрити. Перед ней встаёт вопрос о том, является ли реальность объективно существующей или она есть творение человеческого я? Эдипа ощущает себя узницей собственного сознания, творящего собственный мир, подобный вывязанному на гобелене и выпадающему из окна миру на увиденной ей картине испанской художницы.
Это не детектив (тайна так и не раскрыта). Это не философский трактат (роман не постулирует никаких истин). Это - роман об энтропии общества, в котором даже избранная Эдипой активная позиция (движение от пассивности к бурной деятельности по разгадке тайны Тристеро) ведёт не к конечному результату, а лишь к неконтролируемому обрастанию фактами (обратная энтропия). То есть: исход предрешён, побег от фатума невозможен, «нам надо идти в ногу, равняя шаг, по дороге в тюрьму смерти» (Г. Миллер, «Тропик Рака», эпиграф к рассказу «Энтропия»)
Почитатели Пинчона, скажите, есть в сети его "Радуга тяготения"?