В.В. Набоков: Толстой и Флобер

May 14, 2011 17:32


Набоковские лекции по литературе.
              Насколько прекрасно Набоков говорит об «Анне Карениной», настолько бездарно - о «Госпоже Бовари». А стоило бы сказать о них обеих в единой связке. Потому что без Эммы не было бы Анны.

Кроме стилистических замечаний и каких-то совсем странных в данном случае постмодерновых экзерсисов по поводу  структуры и приемов, используемых Флобером- по делу вообще ничего. Набоков увлекается формой и упускает основной мотив романа.

Он отказывает Эмме во всем, что могло бы сделать ее хоть чуть-чуть привлекательной, даже в чувствах, точнее, тоске по ним. А последнее - слишком несправедливо. Набоков указывает на сентиментальность, неглубокость Эммы, пристрастие ее к дешевым романам. Эмма для него лишь мещанка, скучающая в своем захолустье по яркой и сильной жизни. Набоков слегка презирает ее. Я говорю «слегка» - потому что большего она вроде как не заслуживает.

Толстой защищает и оправдывает Анну, наделяя способностью любить. Любовь - вот ее оправдательный приговор. Флобер же, на мой взгляд, более честен. Никакой всепоглощающей любви. Ничего, что могло бы обелить героиню в глазах читателя. И Набоков ловится на эту удочку. Он игнорирует стремление Эммы к чувствам, ее способность чувствовать вообще.

Для Толстого его роман- результат функционирования умозрительной системы его идей.

Для Флобера история Эммы - лишь отражение, констатация того, что действительно могло бы быть. Набоков ерничает над теми, кто называет Флобера реалистом. Но для Набокова реализма и не существует вовсе. Искусство для него есть стиль и волшебство.

Я никогда не любила ни один, ни другой роман. Возможно, потому, что подсознательно боялась размышлять об оправданиях. Оправданиях не столько измены, сколько жизни и смерти. Но ближе, понятнее, живее из них двоих для меня всегда была, да и есть госпожа Бовари.

Набоков

Previous post Next post
Up