В аннотации к книге «Скунскамера» Аствацатуров назван русским Вуди Алленом. Не знаю, Аллена не читал, смотрел его фильмы про Нью-Йорк. Забавный очкастый интеллигент ходит-бродит, встречается с друзьями, переманивает их женщин, шутит. Читал первый роман Аствацатурова «Люди в голом», в котором главный герой плачется, что никто не хочет его печатать. Описывается вообщем жизнь препода из Петербургского университета, который с одной стороны не может лишний раз в кафе сходить, а с другой присосался к грантам, бегает на фуршеты и встречается с французским писателем Мишелем Уэльбеком. «Скунскамера»- произведение немного другого плана. Здесь больше об истоках конфликтов того лузера, который вроде бы не слишком растраивается по этому поводу. Жизнь детства советского ребенка. Хотя повторяется опять форма с его короткими историями и флэшбэками в детство. По сути главный герой остается таким же, какой он был в романе «Люди в голом», но больше вспоминает о детстве, чем о каких-то своих похождениях в клубы, хотя и не без этого. Чего стоит описание про клуб с грохочущей музыкой и мужественной первой женой Люсей, которая самостоятельно отшила какого-то алкоголика. Женщины героя Аствацатурова всегда сильнее его, видимо, поэтому он отыгрывается на своих студентках всегда ярко накрашенных и в миниюбках, называя их дурами и сочиняя про них анекдоты.
Читать роман очень легко, потому что практически нет никаких занудных тургеневских или толстовских описаний пейзажей или мучений героя. Я тут прочитал рецензии на романы Аствацатурова и его часто сравнивают с Довлатовым. Ну, возможно. У Сергея Донатовича тоже короткие анекдотические ситуации, в которые попадает герой. Ребенок в «Скунскамере» это какая-то жертва аборта. Воспитатели гнобят, учителя гнобят, старшеклассники гнобят, родители гнобят. Пытаясь выбраться из этого постоянного пресса герой совершает абсурдные вещи, например, проваливается в пруд на лыжах или участвует в тайной организации банды «гвардейцы кардинала», ругается матом, выдумывая «женский хуй» . На самом деле все это, конечно, такие мелочи, но в том странном мире, где живет герой, это все воспринимается как нечто невероятное. СССР был, наверное, самой ханжеской страной в мире. Провозглашалось одно, но на практике делалось совсем другое. Какая же свобода без того, чтобы не задвать вопросы. А учительница в школе так и заявляет одному умнику: «Здесь только я могу задавать вопросы!». Ребенок в этом обществе просто неуместный человек,который не может вписаться в строгие конвенции (хорошо учиться, дружить с хорошими ребятами, не говорить лишнего, не задавать вопросов, исполнять все приказы без расспросов). Поэтому даже родители, вроде бы либеральные люди, становятся для этого ребенка источником давления. У него даже происходит момент взрыва, когда его родители допрашивают ругался ли он или не ругался. Он вдруг начинает выкрикивать: Жопа, жопа!
Конечно, Аствацатуров просто блестящий рассказчик. Особенно понравилось его описание в магазине, где он наблюдал мать и сына.
«У дверей того же супермаркета пожилая тетка о чем-то судачит с грузной дамой. Та держит за руку мальчика, тоже лет пяти-шести. Тяжелую сумку с продуктами поставили на землю. Ребенку надоедает стоять без делаю . Он вырывается из маминой руки, садится верхом на сумку, как на коня, и делает вид, что скачет.
-Ой!-вдруг умиляется мальчику пожилая тетка, будто только что его заметила.- Какой хорошенький! А как тебя зовут?
Грузная мамаша, улыбаясь, оборачивается на сына, и ее лицо тут же делается свирепым.
-Дегенерат его зовут!-кричит она и за шиворот стаскивает ребенка со своей сумки.-Дегенерат!Все продукты мне передавил!»
Ведь это же просто выражение всей российской жизни. Человек рвется к самостоятельности, к игре, к новым смыслам, а его сразу же отдергивают. Не-ет, братец, погоди, нужно только то делать, что положено. Аствацатуров в «Скунскамере» показывает этаких моральных уродцев, которые порождают тоже уродцев.Ведь главный герой просто маленький еще, а когда вырастет будет просто несмышленышем, человеком, у которого нет места в жизни.
Но больше всего мне «Скунскамера» понравилась из-за того, что действие разворачивается в том районе, где я сейчас живу: площадь Мужества, 2 Муринский, Серебка (Серебряный пруд). Сразу вспоминаются ларьки, которые только недавно стояли около метро, где продавалсь вкусная медовуха и Василеостровское. А сейчас убрали все это и оставили какой-то пустырь с непонятными оградками. Большое здание, где живет герой, действительно покрыто какими-то рыжими пятнами, как будто болеет. Это отваливающаяся старая плитка, про нее в романе тоже написано. Вообщем, Аствацатуров достойный продолжатель довлатовской прозы.