Иэн Макьюэн, "Амстердам"

May 10, 2010 22:25


Незадолго до того, как я приступил к чтению "Амстердама", мне на глаза попался комментарий к книге о том, что это история про то, как два интеллектуала постепенно исходят на говно, превращаясь во взбалмошных слюнтяев. Хотел бы уточнить, говном эти два героя, на мой взгляд, являются с самых первых страниц.

После похорон Молли Лейн - талантливой и известной журналистки, которая после себя, кажется не оставила ничего кроме рядов стареющих любовников, встречаются два старых друга Вернон Холлидей - главный редактор газеты "Джадж" и Клайв Линли - известный композитор, работающий над гос.заказом - "Симфонией тысячелетия". Оба, в разное время, были любовниками усопшей, оба ценят память о почившей подруге, оба ею восхищались, и оба испугались смерти. Поэтому, через пару дней после похорон, заключается договор - в случае, если один из них, вдруг, окажется в схожей ситуации, когда разум угаснет быстрее, чем тело, то другой должен помочь бедолаге уйти из жизни. Никто не хочет повторить судьбу Молли - умницы и красавицы, в одночасье, превратившейся в овоща.

В отличии от других книг Макьюэна, что я читал, этот роман верх динамичности. События сменяют одно другое, и каждое - как тема для отдельной книги. Политический скандал, муки творчества, история маньяка-насильника ... Диалоги, наконец-то, я нашел у Макьюэна длинные диалоги! =)

"Амстредам" - это замечательная история о мести, в лучших традициях По, с несколькими оговорками. На обложке романа Макьюэна "Суббота" было вынесено утверждение, что перед нами шедевр саспенса. Не верьте, это не так. Шедевр саспенса - это некоторые из фильмов Хичкока, а отнюдь не "Суббота". "Амстердам" - гораздо ближе к этому определению, но, так же, отнюдь не шедевр. Ведь в чем дело? Саспенс, как прием, зиждется на нагнетании атмосферы страшного грядущего, все произведение может быть достаточно спокойным, но с легкой червоточинкой, ожиданием трагического финала. В "Амстердаме", к примеру, с первых страниц развешиваются ружья, и каждое из них выстреливает в конце. Но, вот только ощущение создается, что ружья эти давно не чищены, и никто о них не заботится. Что именно я имею ввиду? Макьюэн подводит своих героев к трагическому столкновению. Разрушает их профессиональную жизнь, навешивает друг на друга взаимные обвинения, стирает дружбу - но все это выглядит не достаточно убедительно, так незаметный контрапункт. В трагический финал не верится, т.к. срединный накал страстей - прохладен.

Но, все же, повторюсь, эта книга очень хорошая история о мести, берущая свое рождение, кажется из "Бочонка Амонтильядо", даже по внешним признакам. Но читать ее стоит до самой последней страницы, на которой Макьюэн виртуозно роняет последнюю костяшку домино всей чудовищной последовательности событий.

P.S. В общем, "Амстердам" стал четвертой книгой автора, которую я прочитал. На этом, пожалуй, свое знакомство с Макьюэном я и завершу.
P.P.S. Замечательны в романе описания музыки.

Читать роман Иэна Макьюэна:
"Амстердам"

Макьюэн

Previous post Next post
Up