«Весь мир театр» - 13 роман Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) из серии Приключения Эраста Фандорина. Романы о Фандорине пишутся в хронологическом порядке, но предыдущей книгой был не роман, а сборник повестей и рассказов «Нефритовые четки» ( 2007 год). Последний роман - «Любовник смерти» был написан в 2003 году, а до этого романы выходили регулярно, почти каждый год, начиная с 1997. Чувствуется, что Акунину надоел его герой. Он увлекся другими литературными проектами, которые не принесли ему тех лавров, какие принесли детективы про Фандорина.
Внимание! Под катом - пересказ сюжета!!!
Когда детектив успешен? Когда есть интересный сюжет и интересный сыщик. Если это одна книга, то образ сыщика не так важен. Есть удачные детективы, где расследование обходится без описания того, что ест, пьет, во что одет, кого любит сыщик, ну, например, «Увидеть Париж и умереть». Но если писатель намеривается долго стричь купоны, то ему нужен подробно прописанный образ гениального сыщика. Иногда получается так, что читать про самого сыщика интереснее, чем про детективную интригу, но все же, когда сыщик выходит на первый план - это уже не детектив, а неизвестно что. Примерно то же произошло с образом Фандорина: описание его быта и личной жизни оттягивает внимание от сюжета. Но ведь гениальный сыщик - всегда схема, подпорка основному сюжету, если же он выходит на первый план, то становится неинтересно. Очень часто эти сыщики отличаются большим своеобразием. Фандорин - красавчик, женщины так и вешаются ему на шею, он всегда выигрывает в азартные игры и практически неуязвим. (Мне же больше нравится образ сыщика Путилина из романов Юзефовича, если уж говорить о расплодившихся романов под 19 век).
13- я книга про Фандорина самая неудачная во всем цикле.
Фандорину стукнуло 55 лет, что его тревожит, прямо как кокетливую даму. С целью бороться со старостью Эраст совершает всякие подвиги: учится ездить на мотоцикле, осваивает новые языки и пр.
Один раз не кто-нибудь, а сама Ольга Книппер-Чехова попросила Фандорина расследовать, что за тайна гнетет симпатичную ей актрису Элизу Луантэн-Альтаирскую (Елизавету Лейкину, во втором замужестве - ханшу Альтаирскую). Фандорин отправляется в театр «Ноев Ковчег», где Елизавета играет в спектакле «Бедная Лиза». Имя «Лиза» для Эраста Фандорина - роковое: так звали его покойную матушку, которая умерла родами, и жену, убитую из-за него в день свадьбы. Тем не менее Эраст вновь влюбляется в Лизу. На спектакле он видит, что ее пытались убить. Фандорин внедряется в труппу под видом драматурга (с согласия главного режиссера и владельца театра), чтобы охранять Лизу и найти злодея. У Лизы, действительно есть тайна. Официально она замужем, но с мужем давно не живет. Он не дает ей развода, хотя и не любит ее, потому что это не в обычаях его семьи. Муж издалека следит за ее нравственностью. Он пригрозил ей, что убьет всякого, кто станет ее любовником. Действительно, одного человека убили. С тех пор Луиза целиком посвятила себя искусству и стала очень возвышенной. Луиза понимает, что Фандорин в нее влюбился. Хотя он и кажется ей староватым, но в принципе она была бы не против иметь его в любовниках, но боится, что его убьют. Поэтому она делает вид, что выше любовных чувств. Отчасти это так и есть: Лиза до такой степени любит театр, что обычная жизнь кажется ей пресной. Фандорин же думает, что дело в его старости и переживает. Потом по совету своего слуги Масы он пишет для нее пьесу. Маса резонно предположил, что актрису может заинтересовать мужчина, способный помочь в ее карьере.
Акунин считает себя мастером стилизации. Он и романы о Фандорине затеял с целью стилизации под писателей 19 века. До того, как стать писателем, Григо́рий Чхартишви́ли был критиком и переводчиком японской литературы. Вполне возможно, что стилизация под японскую пьесу удалась ему больше, чем под русских писателей. Чтобы судить об этом наверняка, надо знать первоисточники. Но сама по себе пьеса интересная.
Труппа начинает ставить эту пьесу, премьера проходит с аншлагом. Выясняется, кто злодей. Фандорин наконец-то получает Лизу, которая соглашается скрасить его старость.
Тем не менее, роман скучен. Кто злодей - понятно сразу, и странно, что гениальный Фандорин этого не видит.
Казалось бы, у Акунина была прекрасная возможность описать разных героев, так как труппа сложена по жесткому принципу, когда за каждым актером закреплено одно амплуа. Есть герой и героиня, злодей и злодейка, простак, инженю, резонер и пр. Персонажей много, но они такие тусклые, не для всех хватило места в романе. Тогда зачем было о них заявлять? Основная мысль полезна тем, кто собирается жениться на актрисе: актриса - всегда играет. Очень может быть, но не для всех это актуально. Видимо, Акунин решил поделиться своим взглядами на театр и актеров, появившимися у него после опыта постановки своих пьес в театре.
Довольно забавно выглядит пародийный разбор «Вишневого сада». Труппа вначале собиралась ставить Чехова, а потом переключилась на пьесу Фандорина, как более актуальную и интересную.
Вот, собственно, и все. Не знаю, будет ли еще один роман про Фандорина. Вроде бы в этом сделан полный круг.