"Журавли и карлики". Л. Юзефович.

Feb 19, 2010 20:56



Человек и сам себе умеет проблемы создавать, а тут ещё одна напасть как с неба свалилась - журавли с карликами. В мире, созданным Юзефовичем, несут они людям войны, вливают в них агрессию, продолжают свою извечную борьбу, вселяясь в тела людей, и люди начинают истреблять друг друга, не подозревая, что стало истинной причиной внезапно разгоревшейся ненависти. Такова мифологическая, в некотором смысле поэтическая версия происхождения войн на земле, действующая на территории романа. Но если в традиционных социологических моделях всё же допускается устранение причин, приводящих к роковым последствиям, то журавли и карлики не дают человечеству никакого шанса. Прилетающие из иных, высших миров, неподвластны они людям, неуязвимы для них. Кара небесная проливается когда хочет и где хочет.... Собственно, на этом можно было бы поставить точку - мелки и суетны перед такой силой дела и заботы людские. Но книга прочитана и некоторые впечатления хочется зафиксировать.


Центральной и сквозной темой романа стало самозванство как историческое и психологическое явление. И если за пределами России самозванство существует как индивидуальное свойство характера отдельно взятого человека, то в России, помимо этого, оно укоренено и на глубинных уровнях сознания, на уровне архетипов. Это "ответ русской народной души на богооставленность мира". И, в то же время, самозванство несёт в себе и своеобразную форму социального протеста. Смутное время, остающееся после битв журавлей с карликами - благодатная почва для авантюристов, время их расцвета. Таковы, вкратце, основы русского самозванства по Юзефовичу. Поскольку развёрнутой аргументации таких положений нет, не буду и я растекаться мыслями по развесистому древу, называемому "загадочной русской душой". Скажу лучше, какое впечатление оставляет художественное воплощение заявленных тем.

Для авантюрного романа действие, особенно вначале, развивается недостаточно динамично. Может быть, из-за узнаваемой атмосферы девяностых годов прошлого века последний в шеренге самозванцев, наш современник Жохов, выглядит наиболее жизненно. Пусть и по уровню претензий он несопоставим со своими предшественниками, находившими в себе силы замахнуться на роль царского сына. Что поделаешь, каково время - таков и масштаб авантюристов. Мельчают самозванцы, вырождаются. А вот в описании похождений Анкудинова, "сына" Василия Шуйского, утомляет перечисление различных высокостатусных особ, с которыми он вступает в отношения, рассматривание подробностей чужого и давно ушедшего времени, мало что добавляющих к действию и, скорее, тормозящих его.

"Журавли и карлики" были прочитаны в рамках моей личной выборочной проверки изданного в нашей литературе за 2009 год. Выдернул из бурного потока три книги - Юзефовича, Геласимова "Степные боги" и "Вчерашнюю вечность" Б.Хазанова. О Геласимове уже писал, о Хазанове передумал, хотя по языку и насыщенности текста мыслями и чувствами его роман я бы поставил на первое место в этой троице. О Канторе с его "Железными челюстями демократии", может быть, попозже выскажусь, но это скорее авторская публицистика, чем художественная литература. Поэтому я и не включил его в шорт-лист 2009. В целом же, рассматривая сухой осадок, вынужден констатировать - год как год, без потрясений. Добротно, но не более того. Классика 2009-м годом не прирастёт.

Юзефович

Previous post Next post
Up