Воспоминания главных действующих лиц Гражданской войны (вождей обеих сторон) - это уже такая своеобразная классика, на которую все ссылаются, все имеют в виду, но которую в последнее время довольно сложно найти. Изданы они были давно (красные еще при советской власти, а белые в начале постсоветской эпохи), а в последнее время выходят менее известные материалы по истории Гражданской, и соответственно, именно они и попадаются чаще в руки. Поэтому о «Записках белого партизана» Андрея Шкуро я, разумеется, слышал, но до этих пор не читал.
Да и сейчас прочитал благодаря счастливому стечению обстоятельств. Отец одного из моих студентов (хорошего студента, к слову, одного из лучших точно) наткнулся на мой твиттер, через него на скромную жежешечку и обнаружил сходство наших интересов, т.к. тоже активно интересуется историей вообще и историей ГВ в частности. Этот уважаемый человек и прислал с сыном не почитать книгу, вынесенную в сабж, за что ему выносится большое человеческое спасибо.
Теперь собственно о книге. Данный том из серии «Военно-исторической библиотеки» разделен на две части: большую занимают собственно воспоминания Шкуро, а вторую - воспоминания других лиц, имеющих отношение к описываемым событиям и к главному персонажу.
Читать «Записки белого партизана» было очень интересно. Во-первых, потому что они открывали Гражданскую войну на Северном Кавказе с той стороны, с которой до сей поры я не сталкивался. Это сторона восставших казачьих станиц и горских аулов, сторона небольших партизанских отрядов в гористой местности. Безо всякого присутствия Добровольческой армии, которая в это время совершала 1-ый Кубанский поход. Со стороны отряда, где начштабом был полковник Слащев или как он тогда называл себя полковник Яшин. Кстати, сам будущий легендарный защитник Крыма и преподаватель школы комсостава РККА в своих воспоминаниях обходит стороной этот период своего участия в ГВ, делая упор на завершающий этап, в котором он собственно и сделал имя.
Во-вторых, трудно найти столь же одиозную фигуру среди белых генералов, как А.Г. Шкуро. Пожалуй, можно назвать только Покровского, если мы говорим о ГВ на Юге страны. При этом если в воспоминаниях высшего командного состава, как правило, сквозит резко отрицательное отношение как к нарушителю дисциплины, представителю атаманщины и т.п. В тоже время в воспоминаниях нижних чинов часто прослеживается восхищение удалью, натиском, отвагой и лихостью рубаки Шкуро.
Что касается второй части книги, то лично мне показались лишними вставки с воспоминаниями советских чекистов, участвовавших в аресте Шкуро в мае 1945-го. Вовсе не потому, что я каким-то образом одобряю участие казачьего генерала в ВОВ на стороне Германии, а потому что причем тут Вторая Мировая и Гражданская война? Остальные воспоминания, данные во второй части, прекрасно дополняют «Записки…», особенно лично мне были интересны воспоминания кубанского атамана Филимонова.