Повесть о настоящем пассионарии
По туркменскому поверью, джан - это душа, которая ищет счастья. У Платонова джан - это кочующий по Средней Азии народ. Все имущество этого народа - одно сердце и одна только жизнь. За краем тела ему ничего не принадлежит. Да и жизнь не его, она ему только кажется. Так и жил этот народ кое-как, передвигался со своими овцами, а иногда в поисках ушедших овец, переползая с места на место из последних сил, равнодушно принимая все как есть, ничего не зная о том, какая жизнь есть за обозримыми пределами, и ничего не желая. А в мире тоже никто про них не знал. Все считали племя джан уже погибшим. Но москвич и коммунист 30х годов Назар Чагатаев решил отправиться на поиски народа джан. На поиски своей родины и своего народа. Когда он еще был совсем ребенком, его выгнала собственная мать, которая голодала сама и ей нечем было кормить сына. Она просто велела Назару уходить и найти себе далеко-далеко нового отца. И вот теперь взрослый мужчина Назар Чагатаев захотел помочь своему несчастному народу, чтобы счастье, таящееся от рождения внутри несчастного человека, выросло наружу, стало действием и силой судьбы.
Назар попадает в среднеазиатские пески, где одинаково нелегко выживать и людям, и животным. По дороге на родину Назар встречает верблюда, который был худ, горбы его опали, и он робко глядел черными глазами, как умный грустный человек. А потом он закрыл глаза, потому что не знал, как нужно заплакать. Назар накормил и спас этого верблюда. Потом он нашел свой народ и свою старенькую мать - ко всему равнодушную Гюльчатай, которая удивилась, что ее сын еще жив, но не удивилась, что он вернулся, хотя и не поинтересовалась - зачем. Назар стал скитаться со своим голодным, измученным и больным народом, который сначала не особенно поверил в то, что этот человек пришел помочь им. Потому что четыре человека приезжали до него, но их искусали комары и они уехали. Но Чагатаеву удалось выжить самому и накормить свой народ, который, насытившись, разбрелся кто куда. Оказывается - в них просто проснулся интерес к жизни, они захотели посмотреть, что еще есть в мире, о существовании которого они и не подозревали. А потом многие вернулись, приведя с собой своих жен, заработанных овец и ослов и осели в родном Усть-Урте. Но это было потом. Сначала народ джан долго и мучительно бродил по пескам за Чагатаевым, как стадо овец, обрадовавшееся обретению пастуха.
Мой самый любимый абзац:
"На рассвете Чагатаев открыл глаза, его сознание чуть засветилось и опять погасло, он снова заснул, чувствуя тепло и забвение. Две овцы лежали по бокам Чагатаева и согревали его своим теплом. Другие овцы стояли вокруг в ожидании, когда человек поднимет лицо. Их было голов сорок, они давно соскучились по пастуху и теперь нашли его. Старый баран время от времени подходил к лежащему Чагатаеву и осторожно лизал его шею и волосы на затылке, баран любил запах и соленый пот человека, но давно его не пробовал. Баран поворачивался туловищем во все стороны, желая увидеть собаку пастуха, но ее не было. Он устал водить овец, мирить их на водопое, сторожить по ночам от одинокого зверя - он помнил прежнее доброе время, когда пастух и его собаки управлялись со всеми заботами, а ему приходилось только покрывать овец и спать среди них без ума, в утомлении. Теперь же он стал умным, худым и несчастным, а овцы ненавидели его за слабость сил и за равнодушие к ним и тоже вспоминали пастухов и собак, хотя собаки, устанавливая порядок среди них на водопое, рвали иногда клочья из их шерсти, которую они с трудом нажили в пустынной траве. Баран жил обиженно, он хотел стать собакой и даже пытался рвать ртом шерсть на овцах, захватывая ее беззубыми деснами".