Себастьен Жапризо, "Дама в автомобиле в очках и с ружьем"

Jan 14, 2010 23:19

"Светлы мои волосы, темны мои глаза, черна моя душа, холоден ствол моего ружья".

"Боль не красная и не черная. Боль-это колодец слепящего света, существующий только в нашем сознании. Но все же вы в него падаете".


Рассказывая о детективе, всегда испытываешь соблазн раскрыть главную тайну - кто же убийца. И даже не конкретно личность убийцы - это горничная! - а все хитросплетения сюжета, обезвредить силки, расставленные автором, чтобы просто объяснить своему товарищу, с которым делишься мнением о книге, что же там произошло.

Но, надо, все таки удержаться от этого соблазна.

Итак, Себастье Жапризо. Я не могу назвать себя любителем детективного жанра, но и отрицать его прелесть, так же, не в силах. И с Жапризо даже уже знаком. Когда-то, еще в школе, наша учительница литературы добавила его "Западню на золушку" в список летнего чтения. Детский мозг был поражен фантастической изворотливостью макабрического сюжета. Но читать что-то еще как-то не очень хотелось. Мозги тихонько распутывались из узла.

Сейчас мне в руки попался роман "Дама в автомобиле в очках и с ружьем" и с первых же страниц, со сцены, как на бедняжку Дани Лонго напали на станции техосмотра и покалечили руку, я был очарован повествованием.

Итак, Дани Лонго, серая мышка, работает машинисткой в рекламной конторе, носит темные очки, чтобы скрыть чудовищную близорукость, постоянно мечтает съездить к морю, да вместо этого отправляется в один и тот же пансионат-клоповник для старых дев, прислушивается к советам мертвой монахини-матушки, опекавший маленькую Дани в приюте (которая переселившись на небеса, расквартировалась в голове главной героини), да клянет саму себе за то, что такая клуша. Труп появится в середине книги. А пока Дани, ни с того ни с сего, заимствует машину шефа и отправляется к морю. И все бы хорошо, если по пути ей, постоянно, не встречались люди, утверждающие, что уже ее видели и даже говорили с ней. А затем, на одной станции техобслуживания ей кто-то ломает руку, но многие, кого она встречает по пути после, утверждают, что рука у нее уже была покалечена. И хватит, девушка, все выдумывать.

Вообще, сюжет с подменой тебя самого, с тем, когда привычные места становятся вдруг чужими, хоть ты и прекрасно их помнишь, мне кажется, одним из самых пугающих для современного человека. Ведь, посудите сами, мы, работающие от звонка до звонка, имеющие ванную и теплый клозет научились, по-настоящему, довольствоваться малым. Привычным, очерченным кругом вещей и дел. И когда этот круг размыкается, нам кажется, что все летит в тартарары. Мы оказываемся в аду. В аду оказалась Дани Лонго.

(Кстати, на этом сюжете построена завязка романа Лукьяненко "Черновик", насколько мне известно. Что ж, Борхес не ошибался, говоря о родстве детектива и фантастического романа.)

Однако подкупает ли "Дама в автомобиле в очках и с ружьем" всего лишь детективным клубком спутанных нитей? Отнюдь нет. Дело в том, что "Дама в автомобиле в очках и с ружьем" роман, похожий на хороший французский ресторанчик. В нем есть: а) хорошее французское вино, для сладости; б) хороший французский сыр, для остроты и в) хорошенькая официантка. В качестве вина в романе выступает замечательная дорожная история. Главная героиня едет по Франции из Парижа к морю. Панорама маленьких и больших городов, люди, придорожные забегаловки, шоссе, леса. В общем, роуд-муви, путь, который важнее пункта назначения, почти, что дао :) В качестве сыра, негодяи и фатальные совпадения. Ну, а пикантность - в трупе и, само собой, шерше ля фам :)

Мне очень понравился этот роман. В нем столько интересных составляющих, что впору голове пойти кругом. Описания "дорожной" Франции, десятки скелетов в шкафу почти у каждого из персонажей,яркие персонажи, резкие смены положений, вплоть до последней страницы. В общем, кажется, это все то, что должно входить в коктейль хорошего детектива. Бармен, еще один, пожалуйста!

Читать роман Себастьена Жапризо:
"Дама в автомобиле в очках и с ружьем"

20 век, Жапризо, детектив

Previous post Next post
Up