Признатьcя честно, я уже давно живу с мыслью о самоубийстве.
Можно сказать, это одна из наиболее осознанных и глобальных мыслей, что сопровождает меня по жизни. И нет в этом ничего удивительного, ведь она есть неотъемлимая часть триумвирата, в котором ей помогают господствовать и Жизнь, и Смерть.
Скажу больше. Суицидальный пунктик мне очень даже помогает жить. В самые мрачные минуты умонастроения, я с легкостью меряю мир тем - есть ли рядом со мной хоть кто-то, ради кого я хотел бы продолжить свое бытие. И этот кто-то всегда находился. Этот кто-то мог оставаться на долгое время, этих кто-тов могло быть несколько, эти кто-ты могли покидать свой пост, но оставлять приемника. Главное, что этот кто-то был, есть и, надеюсь, будет.
Сам автор отзывается о своем произведении, как о редком представителе литературы о суициде в нашем отечестве. Конечно, оговаривается, что не стоит его книгу рассматривать, как научное пособие. А зря. Не смотря на большое количество прекрасного стиля, и чуточку авторской отсебятины - Чхартишвилли в первой половине книги систематизирует и резюмирует сведения связанные с суицидологией.
Большую часть книги он описывает различные теории, объясняющие почему люди выбирают последний шаг по собственному желанию (и, поверьте, точек зрения здесь больше, чем достаточно). И лишь под конец книги говорит непосредственно о писательских самоубийствах, как о классе. Хотя, писатель - как объект изучений, как дрозофилла, используется на протяжении всей книги.
Множество мрачных историй, множество ссылок на автобиографические произведения, помогающие нам проследить развитиемыслиписателя потенциального суицидента. Множество научных социо-психологических теорий, и, как и следовало ожидать, никакого конкретного вывода. Чхартишвилли признается в финале, что книга стала его попыткой ответить на вопрос - самоубийство это хорошо или плохо, приемлемо или нет? И как человек, как мне кажется мудрый, Чхартишвилли дать точного, последнего, окончательного ответа - не может.
Написанная увлекательным языком, так что не хочется оставлять чтение о вещах не только мрачных, но и каталогизированных энциклопедически, книга не отпускает. В комплект входит небольшой томик - "Энциклопедия литературицида" - где "герои" автора приведены в алфавитном порядке, комплектуются биографической справкой.
"Писатель и самоубийство" имеет один очень важный изъян любой "медицинской" энциклопедии - ее нельзя читать отстраненно. Множество симптомов находишь и у себя. Вот к примеру, автор ссылается на то, что "совы", которым трудно вставать по утрам и которые проводят утро в плохом настроении духа, часто огрызаясь на ближних, больше предрасположены к самоубийство.
На часах сейчас 2:30. Утром буду огрызаться.
P.S. В книге было описано множество причин, по которым люди уходили из жизни. Но самой невероятной мне показалась смерти во имя логики. Когда мыслитель, философ, взвесив все pro и contra - приходил путем логических умозаключений в достоинстве смерти, и не долго думая ставил ч.т.д. под своим доказательством. А вам, какие причины наиболее непонятны?