Мне уже давно хочется написать об этой таинственной и загадочной книге. А тут вот и речь как-то сама об этом зашла. Чем не повод?
Заинтересовывает она хотя бы тем, что является плодом совместного труда реального автора и мистификации, им созданной. (первый, как вы догадались, Григорий Чхартишвили, а второй - Борис Акунин). Шесть эссе-путевых заметок тафофила-интеллектуала и приложенные к ним шесть душераздирающих страшилок. Но, пожалуй, не буду я углубляться в пересказ сюжета (это уж, если отдельно попросите), а попторую описать свои ощущения от этого путешествия по страницам.
Вот она лежит передо мной. Черненькая. Маленькая и тоненькая. 220 страниц. После бесконечной эпопеи про Фандорина и фундаментального труда «Писатель и самоубийство» этот объем кажется просто смехотворным применительно к законченному произведению. Уже первая глава под заголовком «разъяснение» располагает меня к автору. В нем есть все и сразу. И красота слога Акунина, и проницательная эрудированность его родителя. 12 кусочков, каждый из которых проглатываешь и долго смакуешь. Современный читатель совершенно разучился (или разленился) читать рассказы. Несмотря на всю клиповость его сознания. Когда читаешь фантастическую сагу с мильном продолжений, «врубаться» в сюжет, героев, обстановку приходится один раз. А потом уж - наслаждайся себе спокойно. Малые формы, напротив, заставляют напрячь извилины. Как производителя, так и потребителя литературного продукта. Поэтому волна возмущения, поднимающаяся в душе ближе к концу книги, вполне предсказуема. Неужели это все? Вот сейчас дочитаю, и…. Пусть повествование перескакивает с жанра на жанр, с континента на континент. Оно становится добрым спутником. И только потом вспоминаешь слава, которые встречают нас в самом начале книги. Эта книга писалась долго и медленно. Эта не та тема, где стоит торопиться. Действительно?! Неужели за 5 лет нельзя было побольше написать?! Нельзя. Если автор так долго собирал свое творение по крупинкам, сколько же должно весить/стоить каждое его слово? За это время можно было «по расческе» произвести кучу макулатуры. А тут, как в стихах, каждое слово таит в себе смысл. Каждое слово подобрано к другому как бисеринка. Ювелирное писательство. И тут понимаешь, что читать надо было не залпом. А хорошенько задумавшись перед каждым рассказом и после него. Эта книга для медленного чтения. Наверно, в большом издании есть еще фотографии всех тех мест, куда приглашают нас ГЧ и БА. Это приостанавливает, быть может, процесс.
И насколько похожи 6 эссе, настолько разнятся беллетристичские кусочки. Никакой логики. Это как хоку. Где нет рифмы, но красота необыкновенная.
Что сказать. Вкусная книжка. Полезная. Моя! :)