Попался тут
пост про нелюбовь к творчеству Пушкина. Пост показался не очень интересным, за исключением одного предложения - про зеркало. Выдержку приводить не буду, просто пройдите по ссылке вверху. Мысль про зеркало дала возможность расставить еще более точные акценты на том, почему я не люблю Пушкина.
(
Вот поэтому… )
А миф - это то, что творилось не одним поколением людей, вошло в плоть и кровь опять же языка и даже, если угодно, в бессознательное - Юнг это хорошо разбирает. Так что попытка придумать новый миф отдельно взятым индивидуумом почти всегда обречена на неудачу - отсюда, как мне кажется, полный провал любых романов и рассказов жанра "фэнтези", которые доводилось читать. Ситуацию спасает иногда писательский талант автора, но все равно эти книги не поднимаются выше уровня "раз почитать".
Что же до авторов, пытающихся создавать произведения на основе мифов, то существуют более удачные работы, существуют менее. Видимо, Пушкина можно отнести к "менее".
Но все вышесказанное - сугубое имхо, если хотите, подступы к теме, и тут днем работы - как с выше приведенным постом - не обойдешься.
Reply
Если все-таки решитесь взяться, поделитесь, пожалуйста, результатами!
Вопрос возник из наблюдения за своими детскими впечатлениями:
Когда познакомился с Пушкиным, не помню, зато помню, какие из детских книжек вызывали неприятие, и примерно представляю себе, почему, причем это никак не связано с присателями и литературой, скорее личное...
> > наверное, нужно, чтобы отстоялось...
Сравнил свою реакцию на Ваш пост и то, что когда-то отвечал на почти противоположный, удивился себе...
Отстоялось! :)
По-моему, о том, что Пушкин лучше других, никто и не кричит. И о любви кричат не часто. А вот "он наше все" - и для меня... как воздух для дыхания, незаметный и оценке не подлежащий. Почему у меня именно Пушкин стал этим воздухом, мне более или менее поняно; какие возможны альтернативы, соответственно, сам представить себе не могу, а от других не слышал.
Если можно, еще один, наверное, трудный вопрос:
Как Вы считаете, на каких/скольких китах стоит Ваша (личная) культура?
Буду признателен, если на этот вопрос ответят и другие участники дискуссии!
Reply
Reply
Может, даже черепахи или закон Ньютона...
(нЕхотя): Подозреваю, что "основанием" культуры может быть не только литература.
Reply
Reply
Кроме Пушкина у меня на эту роль ничего не становится, тем более, другие жанры :) - к музыке и кино я пришел намного позже, к живописи - до сих пор не пришел...
Почему именно Пушкин?
Как-то так сложилось, что после раннего детства, когда ничего видимого (мне сейчас) не сформировалось, я был очень рационален, читать предапочитал всякие "Астрономии в картинках" и фантастику начиная с "Незнайки"... И на этом фоне Лукоморье и "Руслан и Людмила" были чем-то невероятно красивым и влекущим (фэнтези!), более высоким, что ли. По-моему, и все Морозки, Кащеи и фильмы Роу для меня были Пушкиным - не зря же на верхней полке шкафа стояло столько толстых томов... А потом младшие классы, когда все, что говорила учительница, было Истиной... Да и романы позже - по сравнению с Толстым и Чернышевским - были вполне себе легким чтивом, поэтому отвращения, как к Чехову, не возникло, да и поэзию я тогда, наверное, делил на нудную природу пропаганду и Пушкина, а за неимением тогда "Эммануэли" имел "Гаврилиаду" :)
Вот и оказалось, что к тому моменту, когда я увидел в себе Культуру, это был Пушкин, а остальное уже - с том же полюбленным Чеховым - стало потом наслаиваться...
Reply
Ну, судя по тому, что Вы перечислили, налицо просто ограничение информации. В моем детстве, помимо сказок Пушкина, были сказки народов мира, русские народные сказки, мифы, авторские сказки и много всего остального. То есть Пушкин был не главным литературным источником, но одним из многочисленных литературных источников.
Что касается перечисления китов, то, боюсь, не смогу - здесь столько всего будет... В той же литературе это чудовищный разброс - начиная от русских частушек, заканчивая работами Милтона Экрикссона по NLP.
Наверное, стоит сказать так: киты - это сравнение личного опыта с прочитанным (все же литература играет значительно большую роль в моем случае, нежели музыка и живопись, например), анализ этого, здоровое любопытство - то что называют жаждой познания. Как-то так...
Reply
но в том то и дело, что таки не с Пушкина началось и, тем более, вряд ли им закончится (хотя "Повести Велкина" сравнительно недавно перечитывал - получил удовольствия больше, чем ожидал).
...А вот что без китов - я (вот и takatora_ya) не верю (другое дело, что выкопать их может быть трудно, может быть невозможно), и они не там, где юность продолжается, а до, там где дед читал - не Экрикссона и не Мамардашвили :)
Reply
Reply
"В детстве и юности человека в свернутом (символическом) виде можно обнаружить все, что разворачиваясь, станет содержанием его жизни" ("Символ и сознание" и "Топология пути" М. Мамардашвили) .
Я понимаю, что у меня слишком много цитат, но пока не могу сама, пользуюсь.... ))))
Reply
Но все же насчет юности не совсем правильно. Доводилось видеть людей, которые даже в 70 лет еще были юными - кто-то в этом возрасте осваивает новую профессию, кто-то в качестве хобби начинает играть на скрипке... Назвать таких людей стариками как-то язык не поворачивается.
Не могу сказать, что юность закончилась. Происходило и происходит очень много всего.
Reply
Reply
Вот тут-то, я и думаю, и кроется этот ФЕНОМЕН "жития" Пушкина как "нашего всего". Я очень обрадовалась, прочитав ваш пост. Были попытки у других. И я бы сама попыталась, если бы могла выразить эту мысль сама без помощи цитат, к которым сейчас прибегаю. Но мне повезло, что я могу просто комментировать. Огромное удовольствие! )))
Но "бессознательное" для меня не в понимании Юнга, а скорее в понимании Канта ("... идеальные объекты, придающие смысл нашему познанию *** особая материя внутреннего сознания и ориентированности конечных живых существ в бесконечном пространстве. Абсолютные ценности, которые являются идеальными формами для реальных человеческих действий. ***** "Если в каком-то обществе истинна не абсолютная ценность, а, скажем, относительная, то в этом обществе вообще не возможно отличить истинну ото лжи") и Декарта ( "Я мыслю, я существую, я могу" То есть мир устроен таким образом, что в нем всегда есть место для "меня" и "моего личного действия", каковы ьы ни были видимые обстоятельства. **** Если (это) не реализуется, оно превращается в противоположность: "Только Я не могу" (могут все остальные: другте люди, обстоятельства, Бог (от себя добавлю: ПУШКИН ))))
Reply
Leave a comment