Имя Бена Элтона хорошо известно сообщникам: буквально на днях тут была рецензия на его роман «Попкорн» (который я тоже впервые прочитал пару месяцев назад, вместе с «Звонком из прошлого»; и перечитал тогда ещё «До последнего звонка», который уже читал лет пятнадцать назад). В свое время я покупал каждую книгу Элтона, которую видел, и прочитывал с интересом - хотя потом мог благополучно забыть перипетии сюжета.
Так я прочел «Смерть за стеклом», «Светскую дурь» (в названии - попытка перевести игру слов, заложенную в оригинальном High Society), «Номер один», «Всё возможно, детка» (понравилось), «Второй Эдем» (вообще не помню ни сюжета, ни героев, хоть и дочитал до конца), «Слепая вера» (откровенные параллели с «1984»; в свое время бросил, но, может, и соберусь дочитать), «Первая жертва» (про полицейское расследование убийства в окопах Первой мировой - прочёл с удовольствием).
Фактически, непрочитанными мной оставались, пожалуй, только самые известные из романов Элтона - «Два брата» и «Снова и снова» (вообще-то название Time and Again довольно неуклюже перевели на русский как «Время и снова время», но лично мне мое название больше нравится))); и вот второй из них я вчера дочитал.
…Отставной спецназовец и ютюбный «выживальщик» Хью Стэнтон, трагически потерявший жену и детей, получает в 2024 году (роман, вообще-то, написан в 2014, емнип)) от своей кембриджской профессорки необычное предложение: он должен отправиться в 1914 год (способ путешествия, дескать, имеется - но только в один конец, из строго определёной пространственно-временной точки 2025 года, в 1 июня 1914). Отправиться, чтобы предотвратить Великую войну, которая разрушила растущую и идущую (якобы) к всеобщему процветанию европейскую цивилизацию. Любому школьнику известно, что непосредственным триггером Великой войны стало убийство в Сараево, так что первая задача Стэнтона - помешать Гаврило Принципу убить эрцгерцога с женой. Вторая задача - посложней (но тоже кажется вполне решаемой для спецназовца из будущего): следует убить главного «поджигателя войны», немецкого кайзера Вильгельма…
В принципе, такая завязка для романа вполне подошла бы и для какого-нибудь российского сочинителя макулатуры про «попаданцев» (особенно из тех, кому ближе влажные мечты о величии Российской Империи, а не, скажем, СССР). Действительно: в отсутствие Первой Мировой не возникло бы (?) кризиса царской власти, монархия Романовых не рухнула бы, а продолжила своё существование в двадцатом веке и далее - миролюбивая ли, как в «Гравилёте «Цесаревич»», или воинственная, как в «Укусе ангела». Таким образом, ЧТО с такими вводными мог бы написать российский бумагомарака - более или менее понятно. Интересно и неожиданно то, КАК такую тему разовьёт Бен Элтон (который, разумеется, в плане писательского мастерства, кроет российских горе-писателей, как «Абрамс» бьёт «Армату»).
Каких-то особых глубин и откровений от романа ждать не следует (тем, кто интересуется реальными предпосылками и ходом Великой войны, кстати - рекомендую книгу «Горечь войны» Ниала Фергюсона и, конечно же, монографию «Первая Мировая война» Мартина Гилберта ), но написан он захватывающе-увлекательно. Вроде, безделка - а не оторваться (хотя концовка, по итогу, кажется несколько скомканной).
Вообще, лично у меня в душе находят странный отклик описания того, как мир, которому, казалось бы, ничего не угрожает - живи да радуйся, люби, учись, трудись и богатей - скатывается в пучину Мировой войны, злобы, смерти и разрушения. Гроза ещё не грянула, но уже неизбежна. Уроки не выучены, ресентимент вместо эмпатии, вместо «никогда больше!» - «можем повторить!» Кажется, эта фигня называется fin de siècle ))