Зло зла злее
Герой на героине
Героиня на героине
Я долго работала в торговле, не в самом элитном секторе, и навык различения злоупотребляющих имею. И я всегда удивлялась диаметрально противоположному стилю поведения у двух групп зависимых. Алкоголики немного стыдятся и ведут себя так, словно извиняются перед миром, как Пьяница в "Маленьком Принце": "- Я пью, чтобы забыть. - Забыть о чем? - О том, что мне стыдно за то, что я пью". Наркоманы заносчивы и высокомерны: "мы летим, а вы ползете, дураки вы, дураки" у них прорывается даже когда пытаются загнать тебе явно краденое. Не то, чтобы я много думала на эту тему, но с книгой британского комика Бена Элтона живо вспомнила.
Потому заглавие "Светская дурь" замечательно подходит этой книге. Неважно, что в абсолютном большинстве случаев употребляющие люди не имеют к истеблишменту отношения. Вещества что-то такое делают с психикой, намертво защелкивают какой-то тумблер в мозгу, который отвечает за адекватную самооценку, заставляют видеть себя лордами, парящими на ковре-вертолете. Хотя в галерее образов романа как-то связана с высшим светом единственная и далеко не главная героиня - непутевая дочь лорда и любовница рок-музыканта, который на одной из основных ролей в этой истории.
В экспозиции романа монолог поп-идола Томми Хансена на собрании Анонимных Алкоголиков проходит от начала к концу истории, рисуя трансформацию избалованного успехом безбашенного и порой совершенно невыносимого, но чертовски обаятельного парня в серьезного ответственного и надежного мужчину, твердо намеренного покончить с грехами молодости. Да, и мог ли обойтись без культового музыканта Элтон, написавший мюзикл "Wi Will Rock You" (которого критики не поняли, но зритель проголосовал условным рублем и продолжает это делать - антиутопия с композициями Queen в основе из самых долгоиграющих бродвейских постановок).
Этой структуре мюзикла: монологи, перемежающиеся рассказом от третьего лица, он следует и в "Светской дури", в основе сюжета законопроект о легализации наркотиков, который депутат Питер Педжет вносит на рассмотрение Парламента. Мотивируя тем, что все сферы общества пронизаны употреблением различных веществ, от условно безобидной травки до тяжелого героина и крека, он предлагает разрешить все и выдавать зависимым рецептурно, тем исключив преступления на почве наркомании. Один из аргументов Педжета: "Битва с наркотиками обществом проиграна, а от запрета на них выигрывают наркокартели и коррумпированные полицейские."
Женатый 43-летний Питер, искренне верящий в собственную риторику, на волне внезапной и несколько скандальной известности, вступает в связь с помощницей, молодой и прекрасной Самантой, эта интрижка в стиле "бес-в-ребро" тоже будет значимой линией романа. Есть еще честный полицейский Леман, поддерживающий Питера, он хорошо видит, как многие его коллеги становятся на службу наркомафии. Есть девушка из Шотландии Джесси, которая сбежала из дома, где ее преследовал отчим и попала в Лондоне в лапы сутенера, подсадившего на героин. И еще одна девушка, подрядившаяся курьером в Тай, которая попала в тамошнюю тюрьму.
Автор мастерски сплетает их истории, это интересно читать/слушать - в аудиоварианте в исполнении Сергея Чонишвили просто отлично - и не торопится озвучивать собственную позицию в отношении возможности легализации. Хотя что-то подсказывает мне, что он не считает распахнутое окно Овертона особенно хорошей идеей