Бастард
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!
Фэнтезийная вселенная Робин Хобб состоит из великого множества книг, и стандартный формат там не три сотни страниц, а примерно от пятисот до девятисот. Не самый удобный объем для книжного обозревателя, рассказывающего каждый день о новой книге. И тут бы самое время спрыгнуть, но алмазной крепости крючок в лучшей из возможных наживок уже заглочен Потому о трилогии "Видящих" буду говорить вперебивку с рассказами о других книгах.
"Ученик убийцы" начинается с того, что шестилетнего мальчика подбрасывают к дверям одной из королевских резиденций, с этого момента, в его собственном понимании, начнется его жизнь. Не потому, что некие значительные события станут происходить с завидной регулярностью - он просто напрочь забудет обо всем, что было до. Такая избирательная амнезия. Приведший, судя по всему дед, говорит, что мальчик сын наследного принца первой очереди Чивэла, в законном браке бездетного, да анализа ДНК и не требуется, чтобы опознать в нем копию отца. Не вполне понятно, как появление ребенка влияет на решение Чивэла, но он практически тотчас отрекается от права на престол и вместе с женой Пейшенс отбывает в дальнее герцогство.
Мальчик остается в неясном статусе подкидыша с именем Фитц, данным ему королевским конюшим Барричем. Приставка "фитц-" без второй части именно обозначает незаконнорожденного, это нормандское родовое имя, которое значит "сын", как в скандинавских языках окончание "-сон", "-сен", здесь нужно продолжение, если без него, то получается "ничей сын", поэтому имя, которым к герою обращаются в книге, так болезненно подчеркивает статус ублюдка.
Однако мальчик оказывается крепеньким, смышленым и не ленивым, он легко осваивается среди замковых собак и лошадей, а со щенком волкодава у него устанавливается ментальная связь, вроде импринтинга нашей реальности, но в десятки раз более сильная и всесторонняя. Буквально возможность быть одним целым, воспринимать мир органами чувств животного. Такое называется Уитт и в целом осуждается, считается, что это может повлечь чересчур сильный анимализм, до расчеловечивания носителя, что недопустимо для человека королевской крови, хотя бы и пребывающего в незавидном положении. Щенка отбирают, и это первая жестокая боль, которую малыш переносит осознанно.
В романной вселенной есть и другой вид магии, играющий в ее пространстве значительную роль и почетный, в отличие от уитта. Скилл - род телепатии, способность передачи и чтения мыслей на расстоянии с возможностью внушения. Задатки к нему есть лишь у людей королевской крови (это может быть и отдаленным родством) и овладение связано с долгой непростой учебой. На самом деле, в королевстве потребность в скилле высока, он практически играет роль системы быстрого реагирования и упреждающего удара при угрозе нападения на прибрежные герцогства островных пиратов. И вначале об обучении элитному искусству бастарда речи не идет, его отдают в ученики... королевскому убийце.
Кто сомневается в востребованности людей этой специализации при дворах, переживающих смутные времена, взгляните вокруг. Юный Фитц постигает науку составления ядов из подручных средств, воровской ловкости рук, втирания в доверие и прочие малопочтенные, но требующие уникальных навыков умения. А на королевство, тем временем, обрушивается страшная напасть: пираты на Красных кораблях "перековывают" людей, превращают в подобие себя прежних, лишенное человеческой души с примитивными инстинктами взамен.
По настоянию вдовы отца, бездетной Пейшен (да, претенденты на престол имеют обычай умирать в расцвете сил), которая смирилась с существованием ребенка мужа от другой женщины, Фитца принимают также в обучение Скиллу. Если первая учеба тайная, то эта вполне себе публичная. Преподаватель, однако, ненавидит более одаренного, чем сам, парнишку, в котором видит угрозу своему авторитету, травит его и поощряет к тому же соучеников и в результате вышвыривает, едва не искалеченным. А тут и новое задание по "первой" специализации - отравить наследника горного княжества, человека благородного, к которому герой искренне расположен.
В этой истории сложнейшая сеть интриг приключенческого романа, учебные перипетии академического, трудности романа взросления, глубокий психологизм и неразрешимые моральные дилеммы большой литературы. В ней роскошь избыточности, которая отделяет хорошую и даже отличную вещь от шедевра. Громокипящий кубок сладости, соли и остроты. Такое пьют до дна, даже предполагая на нем самую горечь.