Любовь, война, Барселона
Наши дороги пересекались. Волшебство? Судьба? Неважно, знаешь, две дороги пересекаются только тогда, когда не могут идти в одном направлении.
Это ваша книга, если вы любите "Лисьи броды". Я могла бы сказать: она ваша, если вы любите "20 000 лье под водой", "Таинственный остров", "Последнего из могикан", "Всадника без головы", "Одиссею капитана Блада", "Копи царя Соломона" и вообще весь канон подростковой приключенческой классики. Но этого сейчас, кажется, никто не читает, а про роман Анны Старобинец из каждого утюга, потому: если ... - то ...
Не пугайтесь человека с ружьем на обложке. Да, при виде этой фигуры тотчас вспоминаются снимки Роберта Капы с Гражданской войны в Испании, "Смерть солдата республиканца" и вот это вот все. Однако "Память - это ты" не про войну. То есть, и про нее, военных приключений здесь много, но связанных с войной никак или косвенно - больше. Главным образом это про любовь и верность, про дружбу и предательство, про творчество, самореализацию, непримиримые противоречия. Про нормальных людей, которым приходится жить в ненормальные времена.
Про Барселону, которая вообще-то не Испания, а Каталония, и здесь она сильно отличается от той, которая околдовала мир с "Тенью ветра" Карлоса Руиса Сафона - другая, но не менее прекрасная, любимая, свободолюбивая. Все начинается с Рождества 1937, Испания воюет, но 15-летний Гомер , единственный сын университетского преподавателя (отсюда и имечко) не ощущает тягот. Читает книжки, играет на гитаре - на обучении музыке настоял отец. В этот рождественский вечер он уходит с заглянувшим приятелем, как выходят за сигаретами, и не возвращается, поиски безрезультатны, Барселону бомбят, в городе начинаются погромы. повальные аресты и мобилизация, причем метут без разбора, даже подростков.
Мама решает перебраться в безопасную Францию, довоенные пути сообщения здесь не действуют, идти приходится пешком через пиренейский перевал, мама погибает от шальной пули, раненный герой остается один и готовится замерзнуть насмерть. Но по счастью рядом оказывается пещера, оборудованная как убежище, с хозяйкой которой Гомер скоро знакомится. Хлоя его ровесница, дочь фермера и дитя природы. Знает повадки зверей и птиц, умеет найти съедобные растения и поймать кролика, без промаха стреляет. Она учит парня этим премудростям, он ее чтению (в пещере несколько книг, которые она натащила сюда откуда-то). Так начнется любовь, которую герой пронесет через всю жизнь.
Вы уже поняли, что повествовательная логика здесь отдыхает, для приключенческого романа она не то, чтобы важна и "А я дерусь просто потому что дерусь" Портоса вполне сходит за мотивацию. Приключения влюбленных, которых судьба развела по разным воюющим лагерям, эпичностью не уступают мушкетерским. Достаточно сказать, что Гомер в одной из своих эскапад спасет тридцать обреченных пленников, Хлоя станет легендарной женщиной-снайпером и символом антифашистского сопротивления, этакой сойкой-пересмешницей нашего королевства, а вдвоем они сорвут вступление Испании во Вторую Мировую на стороне гитлеровской Германии. Не считая триумфа Гомера-гитариста в самом крутом барселонском клубе, работы его могильщиком, знакомства с помянутым Робертом Капой и Эрнестом Хемингуэем, которому подарит тот самый короткий рассказ исторгающий слезы: "Продаются пинетки, неношеные" (For sale: baby shoes, never worn).
К чести Альберта Бертрана Баса концы с концами у него связаны аккуратнее, чем в истории про наших в Маньчжурии и в целом история производит впечатление куда более благоприятное. Мистика здесь присутствует, но сдержанно и скорее как отголосок старой легенды о затерянном племени и проклятом золоте, которая будет находить косвенные подтверждения на протяжении всего повествования, чтобы к финалу обернуться абсолютной правдой и объяснить природу невероятной вечной верной любви героев.
Это познавательно, часто увлекательно, местами трогательно, аудиокнига в исполнении Александра Гаврилина поможет вам провести воскресенье в пробках по пути с дачи с удовольствием для всей семьи.