Ты есть то, что ты ешь?
Повара не просто готовили нам еду, они повлияли на формирование наших социальных связей, наших технологий, искусств и религий, они создавали нас самих.
Говоря в восьмидесятых: "вы меня замучили, как Пол Пот Кампучию", - мы знали примерно ничего о несчастной Камбодже, где красные кхмеры вершили геноцид собственного народа. Книга Витольда Шабловского не даст развернутой картины, хотя кое-какое представление составить позволит. Пол Пот и Камбоджа, Саддам Хусейн и Ирак, Энвер Ходжа и Албания, Иди Амин и Уганда, Фидель Кастро и Куба - далеко не полный список диктатур ХХ века, но впечатляющий.
"Как накормить диктатора" о насущном. О том, что ели деспоты пока их народ голодал, интервью с поварами тиранов. Идея соединить еду (близкую всем) и политику (интересную немногим) одновременно блестящая и рискованная, удалась. Шабловский известен нетривиальным подходом к написанию книг, так во время работы над второй, "Наша маленькая ПНР", написанной в соавторстве с женой, они полгода прожили как бы вернувшись в 1981 год используя тогдашнюю технику, читая газеты того времени и вот это вот все. В данном случае путешествие на машине времени совершено другими средствами, автор разыскивал поваров первых лиц и брал у них интервью.
Ирак, где молодой таксист говорит: "Саддама на них нет" (ничего не напоминает?), а повар рассказывает о том, как президент мог оштрафовать на 50 динаров за блюдо, которое не понравилось, а мог премировать той же суммой. Где во время, когда санкции ударили по всем и люди не ели досыта, строились роскошные дворцы, в каждом из которых ежедневно готовился полный ужин, чтобы обмануть возможное покушение, а потом еда выбрасывалась, потому что никто не может есть еду, предназначенную для высшего лица. А если Саддам приезжал именно в эту резиденцию, готовили для него все равно свои, местных поваров запирали.
Куба, где пламенный Фидель (крайне неприхотливый в еде, по словам его повара) наслаждался морепродуктами и экзотическими фруктами, пока по телевизору шла передача, где его народ учили готовить стейк из грейпфрута и заменять бекон в рецепте кожурой банана, а любой клочок земли в Гаване распахивался под огород. Уганда, где Амин скармливал врагов крокодилам и, по всеобщему убеждению, не брезговал каннибализмом, а его несчастный повар плачет, глубоко оскорбленный подозрением и клянется, что всегда лично закупал все мясо для августейшего стола. И рассказывает, как однажды от неминуемой смерти спас его один пук (не скажу чей, сами почитайте).
Диабетик Ходжа для которого нужно было готовить. укладываясь в суточную норму 1200 калорий, отчего он практически всегда был голоден, а когда тиран голоден, он зол, и сложная стратегия, выстроенная его поваром, чтобы однажды не исчезнуть подобно предшественникам. Наконец чудовище Пол Пот, он же брат Поук (Матрас) прозванный так за миролюбие и стремление улаживать конфликты мирным путем. Самый красивый мужчина с дивной улыбкой, каким до сих считает его повариха, позже ставшая женой посла, а еще позже, в период "чисток" ожидавшая вызова на родину и казни. Охота на крыс была в то время единственным способом попробовать мясо, но за нее могли арестовать так же, как за подобранный с земли под деревом, растущим на улице, плод папайи.
Хорошая книга. Жутковатая, интересная, с едкой кислотой воспоминаний, солью слез, сладостью обретенной свободы и горечью вновь утраченной. Вкусно ли вам, господин президент?